Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А25-2633/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки

08 июля 2013 года                                                                                     Дело №А25-2633/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Казаковой Г.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания Алмазовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2013 по делу № А25-2633/2012 (судья Калмыкова М.Ю.)

по заявлению Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН 1020900515140, ИНН 0901025603) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967414, ИНН 0914000719) об оспаривании решения государственного органа,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска – Урусова З.М. (доверенность от 22.03.2013 № 30-243/1);

от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - заявитель, управление имуществом) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики (далее - заинтересованное лицо, управление Росреестра по КЧР) от 19.10.2012 №01/110/2012-981 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - подвальные помещения-магазин с устройством двух отдельных входов, общей площадью 318,1 кв.м, расположенные по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а, а также о понуждении Управления Росреестра по КЧР осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2013 по делу № А25-2633/2012 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике от 19.10.2012 №01/110/2012-981 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества -часть здания - подвальные помещения - магазин с устройством двух отдельных входов, общей площадью 318,1 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а, признано судом незаконным. Управление обязано судом осуществить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Черкесска на подвальные помещения - магазин с устройством двух отдельных входов, общей площадью 318,1 кв.м, расположенные по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а. Судебный акт мотивирован тем, что отказ Управления нарушает право управления имуществом на регистрацию права собственности на недвижимое имущество за муниципальным образованием.

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 03.04.2013, Управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи                с чем принято незаконное и необоснованное решение.

Определением суда от 20.05.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 01.07.2013.

В судебном заседании представитель  заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд не известило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2013 по делу № А25-2633/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения представителя заявителя, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Президиума Верховного Совета Карачаево-Черкесской Республики  от 20.05.1993 №29 здание детской поликлиники, расположенное по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 -ул. У. Алиева, 12-а было передано в собственность муниципального образования города Черкесска.

24.03.2011 муниципальное образование города Черкесска зарегистрировало право собственности на здание детской поликлиники в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР; в ЕГРП внесена соответствующая запись за номером 09-09-01/009/2011-296 (т.1, л.д.26).

Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 06.10.2011 №1967 согласован акт для реконструкции части здания детской поликлиники -подвальных помещений общей площадью 92,4 кв.м, расположенном по ул. Красноармейской, 68 -ул. У. Алиева, 12-а города Черкесска, для устройства магазина с  отдельным входом (т.1, л.д. 27).

Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 06.10.2011 №1968 согласован акт для реконструкции части здания детской поликлиники  - подвальных помещений общей площадью 179,2 кв.м, расположенных по ул. Красноармейской, 68 -ул. У. Алиева, 12-а города Черкесска под магазин с устройством отдельного входа (т.1, л.д. 28).

21.10.2011 Мэрией муниципального образования города Черкесска выдано разрешение №RU09301000-578-2011, согласно которому Управлению разрешено осуществить реконструкцию части здания - подвальных помещений под магазин с устройством двух отдельных входов по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а (т.1, л.д. 29).

23.08.2012 Управлению имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска выдано разрешение на ввод в эксплуатацию части здания - подвальных помещений - магазин с устройством двух отдельных входов по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а, общей площадью 318,1 кв. м (т.1. л.д. 30-31).

31.08.2012 ГУП «Техинвентаризация» в отношении реконструированной части здания оформлен кадастровый паспорт (т.1. л.д. 32-33).

04.09.2012 Управление имуществом обратился в Управление Росреестра по КЧР с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении подвального помещения - магазина с устройством двух отдельных входов, общей площадью 318,1 кв.м. Для государственной регистрации права заявителем представлены разрешение на реконструкцию подвальных помещений от 21.10.2011 №RU-09301000-578-2011, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.08.2012 №193-рв и кадастровый паспорт реконструированного объекта.

Уведомлением от 19.09.2011 Управление Росреестра по КЧР сообщило Управлению имуществом о приостановлении государственной регистрации до 19.10.2012 в связи с необходимостью представления документов, подтверждающих право муниципальной собственности на часть здания - подвальные помещения по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 68 - ул. У. Алиева, 12-а (т.1, л.д. 34-35).

Сообщением от 19.10.2012 № 01/110/2012-981 Управление Росреестра по КЧР отказало Управлению имуществом в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указав, что заявитель не представил документы, подтверждающие право муниципальной собственности на часть здания - подвальные помещения (т.1, л.д. 24-25).

Полагая, что решение Управления Росреестра по КЧР не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы муниципального образования Управление имуществом и коммунальным комплексом города Мэрии муниципального образования города Черкесска обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997                  № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок                   с ним» (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации права на недвижимость могут быть оспорены в суде.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198, части  4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18  Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Как видно из сообщения об отказе в регистрации право муниципальной собственности на реконструируемый объект от 19.10.2012 № 01/110/2012-981 Управлению имуществом было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на подвальные помещения здания детской поликлиники как на самостоятельный объект права в связи с непредставлением документов, подтверждающих право собственности муниципального образования на указанные помещения.

Статьей 20 Закона о регистрации предусмотрены основания отказа в государственной регистрации прав и согласно абзацу 10 пункта 1, на который ссылается Управление Росреестра, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информационным письмом от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в пункте 5 разъяснено, что на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 данного Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества                               (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.

Судом первой инстанции установлено, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на часть здания - подвальные помещения заявителем представлены разрешение на реконструкцию подвальных помещений от 21.10.2011 №RU09301000-578-2011, разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию от 23.08.2012 и кадастровый паспорт реконструированных

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А20-3970/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также