Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2013 по делу n А63-18066/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А63-18066/2012

22 апреля  2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания Бибулатовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу №А63-18066/2012 (судья Мисникова О.А.) по исковое заявление Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края г. Ставрополь ОГРН 1082635017310, ИНН 2635118217,

к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» г. Москва ОГРН 1075003001820, ИНН 5003065767,

о взыскании 101 323 руб. 97 коп. задолженности,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» - Кошельняк И.В. (доверенность от №24 от 17.01.2013);

от Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края - не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края г. Ставрополь (далее – Министерство, истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» г. Москва (далее – общество, ответчик) о взыскании 101 323 руб. 97 коп. задолженности по соглашению № 16 от 27.01.11 об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Определением суда от 21 декабря 2012 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу № А63-18066/2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» в пользу Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края задолженность в сумме 101 323 рублей 97 коп. и в доход федерального бюджета Российской Федерации 4 039 руб. 72 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением от 14.02.2013 по делу № А63-18066/2012, общество с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, в связи с чем принято незаконное  и необоснованное решение. По мнению общества, соглашение №16, заключенное между Министерством и ООО «Газпром ПХГ», в части установления отчислений превышающих 1% стоимости реализованной ответчиком тепловой энергии, является ничтожным как сделка не соответствующая закону и постановлениям Правительства Ставропольского края.

В судебном заседании представитель ООО «Газпром ПХГ» доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд не известило, направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, так же направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу № А63-18066/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.12.2011 между Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края, в настоящее время на основании постановления Губернатора Ставропольского края от 19.07.12 № 484 Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, и ООО «Газпром ПХГ» заключено соглашение № 16 об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - соглашение) (т.1, л.д 14-15).

Предметом соглашения является осуществление обществом отчислений в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года».

Пунктом 2.2 соглашения определена величина отчислений для общества на 2011 год в объеме 137 260, руб. Расчет величины отчислений на 2011 год для общества произведен Региональной тарифной комиссии Ставропольского из расчета 0,84 процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (письмо РТК от 24.12.10 № р-01-05/3169). Сумма ежемесячных отчислений составляет 11 438 руб.33 коп.

Согласно пункту 2.3 соглашения общество обязалось ежемесячно осуществлять отчисления в бюджет Ставропольского края в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем оплаты потребителями Ставропольского края потребленной электрической и (или) тепловой энергии.

В связи неисполнением ответчиком обязанности по оплате отчислений и  возникшей в связи с этим задолженности Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующих обстоятельств и норм действующего законодательства.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают помимо прочего из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.

Решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении    энергетической    эффективности,    относится    к    полномочиям    органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации»).

Федеральным законом от 23.11.09 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) установлен порядок регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно статье 7 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают полномочиями по разработке и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (если тарифы на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); по осуществлению иных полномочий в этой области, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В части 2 статьи 14 Закона об энергосбережении указано, что региональные программы должны соответствовать требованиям к таким программам, установленным в соответствии с настоящей статьей и утвержденным Правительством Российской Федерации. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к программам, помимо прочего, должны включать в себя мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В пункте 1 данного постановления установлено, что программы должны содержать перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению № 2.

Возможность финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из внебюджетных источников предусмотрена государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р, с целью реализации Закона об энергосбережении.

Во исполнение положений Закона об энергосбережении и государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 № 31-п   утверждена краевая целевая программа «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года».

Законом Ставропольского края от 02 июля 2010 года № 50-кз «О некоторых вопросах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ставропольского края» (далее - Закон № 50-кз) был определен такой источник финансирования краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности как внебюджетные средства, полученные за счет отчислений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии, в размере до 1 процента включительно от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (статья 3).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 № 559, Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 октября 2010 года № 328-п утвержден Порядок формирования и использования внебюджетных средств, направляемых на реализацию краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – Порядок формирования).

Во исполнение пункта 5 Порядка формирования Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края приказом от 08.12.10 № 173-о/д утвердило типовую форму соглашений об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая содержит основные требования, установленные в постановлении Правительства Ставропольского края.

Для реализации программы, установленной Законом № 50-кз,  Региональная тарифная комиссия Ставропольского края представила заключение от 28.10.10 № р-01-03/2527 о величине отчислений.

Величина отчислений на 2011 год утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 25 ноября 2010 г. № 394-п «Об утверждении величины отчислений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года» на 2011 год» и составляет 0,84 процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что по данным Региональной тарифной комиссии утвержденный для ООО «Газпром ПХГ» годовой объем отчислений должен составлять соответственно за 2011 год в сумме 137 260  рублей 00 копеек.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского Кодекса

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2013 по делу n А63-3946/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также