Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А63-12344/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 9 апреля 2013 года Дело А63-12344/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю. Б., судей: Сулейманова З. М., Фриева А. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С. Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2012 по делу № А63-12344/2012 под председательством судьи Смолякова А. Ю., по заявлению индивидуального предпринимателя Атаяна Зармика Грантовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737, 355012, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 58), третьи лица: администрация города Ставрополя, г. Ставрополь, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федеральных государственных органов, с участием в заседании индивидуального предпринимателя Атаяна Зармика Грантовича, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, УСТАНОВИЛ:индивидуальный предприниматель Атаян Зармик Грантович (далее ? предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее ? управление) о признании незаконным отказа № 01/142/2011-037 от 25.04.2012 в государственной регистрации договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь № 9217 от 07.10.2011; обязании осуществить государственную регистрацию указанного договора. Требования предпринимателя мотивированы отсутствием у управления оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку ненормативный акт органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта принят до вступления в силу решения Ставропольской городской Думы № 84 от 29.06.2011 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» (далее – решение № 84 от 29.06.2011). Решением суда от 15.11.2012 требования предпринимателя удовлетворены. Поскольку решение № 84 от 29.06.2011 вступило в силу после утверждения акта выбора и согласования места размещения объекта, с учетом положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, суд пришел к выводу об отсутствии у управления оснований для вывода о ничтожности сделки и отказа в ее государственной регистрации. В апелляционной жалобе управление просит решение суда от 17.01.2013 отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. По мнению заявителя, обжалуемый отказ является законным, поскольку предоставленному предпринимателю земельному участку присвоен вид разрешенного использования «для строительства офисного здания», тогда как данный участок расположен в зоне Ж-3 «Зона блокированной и усадебной застройки», которая согласно Правилам землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы № 97 от 27.10.2010 (далее – Правила землепользования), указанного вида разрешенного использования не допускает. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 15.02.2013 информации о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru). В судебном заседании предприниматель указал, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил его оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Выслушав в судебном заседании представителя общества, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Ставрополя от 25.03.2011 № 773 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Атаяну Зармику Грантовичу места размещения офисного здания в районе жилого дома № 274/1 по улице Пригородной в квартале 418» (т. 1, л. д. 32) утвержден акт выбора земельного участка от 19.11.2010 № 226 (т. 1, л. д. 31) и согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью 480 кв. м в районе жилого дома № 274/1 по улице Пригородной в квартале 418, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя) от 19.10.2010 № 1643-р (т. 2, л. д. 12 – 13). 03.05.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:020906:934 площадью 480 кв. м, местоположение: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пригородная, в районе жилого дома № 274/1, разрешенное использование – для размещения офисного здания (т. 2, л. д. 6). Постановлением администрации города Ставрополя от 01.08.2011 № 2088 «О предоставлении Атаяну Зармику Грантовичу земельного участка для строительства офисного здания по улице Пригородной, 274 в квартале 418» предпринимателю предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:12:020906:934 площадью 480 кв. м для строительства офисного здания по улице Пригородной, 274 в квартале 418 (т. 1, л. д. 29 – 30). Во исполнение указанного постановления администрации города Ставрополя предприниматель (арендатор) и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (арендодатель) подписали договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 07.10.2011 № 9217 (т. 1, л. д. 19 – 28). В соответствии с пунктом 4.1 постановления администрации города Ставрополя от 01.08.2011 № 2088 и условиями указанного договора предприниматель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка (т. 1, л. д. 107 – 108). Сообщением от 25.04.2012 № 01/142/2011-037 в регистрации договора от 07.10.2011 № 9217 отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок предоставлен в нарушение положений решения от 29.06.2011 № 84, предусматривающих предоставление таких участков по результатам торгов, а также тем, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования «для строительства офисного здания» не может быть в соответствии с Правилами землепользования предоставлен в границах зоны Ж-3 «Зона блокированной и усадебной застройки» (т. 1, л. д. 11 – 18). Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу приведенных норм права, положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», обязательным условием для признания ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления. При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган в соответствии со статьей 13 Закона № 122-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных документов. Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены статьей 20 Закона № 122-ФЗ. Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств. Спорный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду в соответствии со статьями 22, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением администрации города Ставрополя об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта. В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивную норму, в соответствии с которой при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Акт выбора земельного участка от 19.11.2010 № 226 согласован со всеми заинтересованными службами города Ставрополя и утвержден постановлением от 25.03.2011 № 773. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Решением № 84 от 29.06.2011 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства административных зданий исключительно на торгах. Данное решение вступило в законную силу с момента опубликования 05.07.2011. В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А15-418/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение в части и разрешить вопрос по существу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|