Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 по делу n А25-1391/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело № А25- 1391/2012 05 апреля 2013 года. Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года . Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2013 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Афанасьевой Л.В., Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2013 г. по делу № А25-1391/2012, По заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818, ИНН 0901006128), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631), третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1110917001832 ИНН 0917018640), о признании недействительными решения, предписания и постановления о назначении административного наказания, (судья Гришина С.В.) при участии в судебном заседании: от Правительства Карачаево-Черкесской Республики – Кулябцева Р.Ф. по доверенности №02/4192 от 21.11.12; от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – Айчепшевой Ф.Ю. по доверенности №01 от 29.01.13. УСТАНОВИЛ:
Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным решения от 15.09.2011 года и предписания № 47 от 23.09.2011 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по делу № 61 (20.07.2012 № А25-1391/2012). Определением от 26.07.2012 № А25-1391/2012 заявление принято к производству. Определением от 07.11.2012 №А25- 2302/2012 принято к производству заявление Правительства Карачаево-Черкесской Республики об отмене постановления УФАС от 23.08.2012 о привлечении к административной ответственности. Определением от 22.11.2012 дела объединены в одно производство с присвоением № А25-2302/2012, ввиду того, что обжалуемое постановление об административной ответственности вынесено на основании оспариваемого решения по делу о нарушении заявителем антимонопольного законодательства. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2013 г. в удовлетворении заявления Правительства Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании решения от 23.09.2011, предписания от 23.09.2011 № 47 и постановления о назначении административного наказания от 23.08.2012 по делу об административном правонарушении, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, отказано. Решение мотивировано тем, что Правительство, принимая ненормативный акт, нарушило законодательство о защите конкуренции и правомерно признано виновным решением антимонопольного органа; выданное предписание направлено на прекращение нарушений законодательства; за неисполнение предписания Правительство правомерно привлечено к административной ответственности. Правительство Карачаево-Черкесской Республики подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что неправильно применены нормы права. Поясняет, что в принятых организационных критериях Порядка отбора и условий включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок), утвержденного Постановлением № 202 от 04.072011 допущена внутренняя дифференциация, поскольку по смыслу утвержденных критериев, если ТСЖ привлекают для управления профессиональных управленцев, то из-за самого способа управления дом может получить 10 баллов при отборе, дом с непосредственным профессиональным управлением – 5 баллов. Очередность предоставления средств финансовой поддержки на капитальный ремонт МКД определяется из рейтинга, составленного по общей сумме баллов с учетом всех критериев: технических, организационных, финансовых, что свидетельствует об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства. Органами местного самоуправления КЧР в соответствии с Порядком произведен отбор домов, они включены в муниципальные, а затем в республиканские адресные программы по проведению капитального ремонта, жалоб на нарушение конкуренции не поступало, что свидетельствует о том, что применение Порядка не привело к нарушению конкуренции. Согласно части 6 статьи 3 ФЗ от 21.07.2007 № 185 –ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 1 января 2013 года, поэтому Порядок не может привести к нарушению конкуренции в будущем. Постановлением от 21.09.2012 № 396 Постановление Правительства КЧР от 04.07.2011 № 202 утратило силу. Суд не дал надлежащую оценку этим обстоятельствам. Постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания является незаконным, поскольку отсутствует событие правонарушения и вина отсутствуют. Срок исполнения предписания истек во время рассмотрения дела судом. Управление УФАС по КЧР просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства просит удовлетворить жалобу и отменить решение суда. Представители Правительства и министерства доводы поддержали. УФАС по КЧР, уведомленное надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2013 подлежит отмене частично. Из материалов дела усматривается. Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики направила в управление письмо от 12.07.2011 N 7-4-2011, которым поручила управлению провести проверку соответствия Порядка отбора требованиям антимонопольного законодательства и в срок до 22.07.2011 представить заключение о соответствии Порядка отбора требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Приказом от 31.08.2011 N 215 управление возбудило в отношении правительства дело N 61 по признакам нарушения статьи 15 Закона N 135-ФЗ. По мнению управления, утвержденный правительством Порядок отбора нарушает требования антимонопольного законодательства, так как устанавливает дифференциацию по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом (далее - МКД), поскольку предписывает при отборе присваивать собственникам помещений в МКД, осуществивших способ управления посредством ТСЖ, 10 баллов, посредством профессионального управления - 5 баллов, что ставит их в неравное положение, а организации, обслуживающие дом, - в неравные конкурентные условия. 15 сентября 2011 года по результатам рассмотрения дела N 61 управление составило протокол и приняло решение (полный текст решения от 23.09.2011), которым признало правительство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в части установления в Порядке отбора дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления МКД. Управление выдало предписание от 23.09.2011 N 47, которым правительству предписано в срок до 24.10.2011 устранить из Порядка отбора условие о дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления МКД. В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правительство обжаловало решение и предписание управления в арбитражный суд. Решением суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2012 по делу N А25-1803/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2012, требования удовлетворены. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 13.07.2012 по делу N А25-1803/2011 решение суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2012 по делу N А25-1803/2011, и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2012 отменены, в удовлетворении требований Правительства отказано. Суд кассационной инстанции указал: «Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). О таком нарушении может свидетельствовать совершение любого из действий, перечисленных данной нормой, в том числе введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, а равно ущемление (дискриминация) интересов отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение их самостоятельности, создание дискриминационных условий их деятельности. Проведение отбора МКД, подразумевающее их состязательность, с использованием организационных критериев не может не влиять на конкуренцию, поскольку затрагивает права профессиональных управляющих организаций на рынке предоставления услуг по управлению МКД, при этом ограничивается их доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Выводы судов об отсутствии конкурентного рынка, о непредставлении доказательств отрицательного влияния действий правительства на конкуренцию являются необоснованными. При названных условиях действия правительства по установлению дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие статью 15 Закона N 135-ФЗ, а в предписании обоснованно указано на необходимость устранить из Порядка такого условия дифференциации, поскольку согласно статье 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе выдавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Термин "акт" используется в данной статье Закона N 135-ФЗ в качестве общего понятия, включающего как нормативные, так и ненормативные правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц». Определением ВАС РФ от 17.10.2012 N ВАС-13107/12 отказано в передаче дела N А25-1803/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления. 20.07.2012 Правительство Карачаево-Черкесской Республики повторно обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным решения от 15.09.2011 года и предписания № 47 от 23.09.2011 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по делу № 61 (том 1 л. д. 5-9). Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное заявление не является повторным и рассмотрел заявление по существу. Суд пришел к выводу, что Правительство повторно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения и предписания по иным основаниям, а именно: не о признании недействительным решения в части выявления антимонопольным органом нарушения в установлении Правительством внутренней дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом, а в связи с отсутствием каких - либо жалоб на нарушение Порядком конкуренции, отсутствием доказательств нарушения прав каких-либо лиц принятием Постановления № 202, а также прекращением своей деятельности Фонда содействия реформирования ЖКХ с 01.01.2013. В связи с завершением реализации мероприятий Правительство своим постановлением от 21.09.2012 № 396 признало Порядок утратившим силу (том 2, л. д. 92). Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение и предписание Управления по делу №А25-1803/2011 были пересмотрены по иным основаниям их не соответствия закону, чем по настоящему делу, производство по делу не подлежит прекращению, а заявление следует рассмотреть по существу. При этом судом первой инстанции не учтено следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.10.2012 N 5150/12 по делу N А10-4975/2010 указано: «Между тем под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска указано в пункте 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", согласно которому под изменением основания иска подразумевается изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. При этом в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения».
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 по делу n А63-6466/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|