Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А18-6/2012. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Отказать в признании решения и действий (бездействий) незаконными полностью

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                               

03 апреля 2013 года                                                                                        Дело № А18-6/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Казаковой Г.В., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Царх» (Республика Ингушетия, Назрановский район, с. Экажево, ул. Гагиева, 13, ИНН 0607001534, ОГРН 1020601369766)

к Министерству по физической культуре и спорту Республики Ингушетия (Республика Ингушетия, Назрановский район, г. Назрань, ул. Фабричная, 3, ИНН 0608009430, ОГРН 1080608001539), Министерству финансов Республики Ингушетия (Республика Ингушетия, г. Магас, пр. И. Зязикова, 12, ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735)

о признании действия (бездействия) по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 и выданного на его основании исполнительного листа № АС 001599760 от 22.10.2010 незаконными; о признании бездействия, выразившегося в не выделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом – требованием для исполнения исполнительного документа незаконным; о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 100 000 рублей,

с участием третьего лица: Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия,

при участии в судебном заседании:

от Министерства финансов Республики Ингушетия: представитель Цицкиев А.М. (по доверенности № 1337/13 от 01.06.2012),

от Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия: представитель Цуров И.М. (по доверенности от 28.01.2013),

в отсутствие иных представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Царх» (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 и выданного в соответствии с ним исполнительного листа от 22.10.2010 № АС 001599760; о признании незаконным бездействие Министерства финансов Республики Ингушетия, выразившееся в невыделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом-требованием для исполнения исполнительного документа о взыскании в пользу общества 17 286 300 рублей, 228 397 рублей 56 копеек; об обязании Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия исполнить решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 и выданный в соответствии с ним исполнительный лист № АС 001599760 от 22.10.2010, погасив задолженность перед обществом в размере 17 286 300 рублей; об обязании Министерство финансов Республики Ингушетия обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием для исполнения исполнительного документа.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия.

Определением суда от 20.11.2012 произведена замена Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия на его правопреемника Министерство по физической культуре и спорту Республики Ингушетия.

Решением от 12.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 решение от 12.03.2012 в части отказа в удовлетворении требований общества, предъявленных к Министерству финансов Республики Ингушетия, отменено, апелляционная жалоба удовлетворена частично. Признано незаконным бездействие, выразившееся в не выделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом-требованием Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия для исполнения исполнительного документа о взыскании в пользу общества 17 286 300 рублей, как не соответствующее пункту 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Министерство финансов Республики Ингушетия в установленный законом срок обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия для исполнения исполнительного документа общества; в остальной части решение от 12.03.2012 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2012 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.

В постановлении суда кассационной инстанции указано, что государственным заказчиком по контракту № 1 от 09.03.2001 на выполнение работ по строительству объекта госзаказа Республики Ингушетия «Специализированный зал бокса в г. Назрани» явилась Республика Ингушетия в лице уполномоченного органа, на который возложено финансирование работ бюджетными средствами. В связи с этим, взыскание бюджетных средств по контракту произведено с Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия как с государственного органа, а не казённого предприятия. Кроме того, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия является главным распорядителем бюджетных средств. Таким образом, оценка правомерности действий (бездействия) заинтересованных лиц в разрезе статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации является ошибочной. Порядок исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств с субъекта Российской Федерации за счет казны установлен пунктами 3, 5, 6, 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, однако суды, оспариваемые действия (бездействие) на предмет соответствия этим нормам указанного кодекса и установленной в Республике Ингушетия процедуре, не проверили.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2012 требования общества удовлетворены. Действия (бездействия) Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 и выданного в соответствии с ним исполнительного листа № АС 001599760 от 22.10.2010, а также бездействие Министерства финансов Республики Ингушетия, выразившееся в не выделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом – требованием Министерства по физической культуре и спорта Республики Ингушетия для исполнения исполнительного документа о взыскании в пользу заявителя 17 286 300 рублей, судом признаны незаконными. Одновременно, суд взыскал с Министерства финансов Республики Ингушетия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Царх» 100 000 рублей расходов по оплате услуг представителя.

Министерство финансов Республики Ингушетия не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Определением суда от 25.02.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, в связи с тем, что с учетом уточненных требований, изложенных в заявлении общества (л.д.41-43 т. 3) судом первой инстанции не рассмотрены требования общества в части признания бездействия Министерства финансов Республики Ингушетия, выразившегося в не выделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом – требованием Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия для исполнения исполнительного документа о взыскании в пользу заявителя 228 397 рублей 56 копеек. Одновременно, судебное заседание назначено на 27.03.2013.

В отзывах Министерство по физической культуре и спорта Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представители Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия поддержали доводы отзывов, просили в удовлетворении требований общества отказать.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

15.03.2013 обществом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования, согласно которым оно просило:

- действия (бездействие) Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия по неисполнению решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 и выданного в соответствии с ним исполнительного листа от 22.10.2010 № АС 001599760, признать незаконными;

- бездействие Министерства финансов Республики Ингушетия, выразившееся в не выделении в трехмесячный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с запросом-требованием министерства спорта и туризма Республики Ингушетия для исполнения исполнительного документа о взыскании  в пользу общества 17 286 300, 228 397 рублей 56 копеек, признать незаконными;

- взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 100 000 рублей.

Данные требования принимаются судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон данных в судебных заседаниях, исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований общества, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2010 по делу № А18-378/2010 с Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия (заказчик) в пользу общества (подрядчик) взыскано 17 286 300 рублей задолженности по контракту № 1 от 09.03.2007 на выполнение работ по строительству объекта госзаказа Республики Ингушетия «Специализированный зал бокса в г. Назрани».

Исполнительный лист № АС 001599760 от 22.10.2010, выданный на основании указанного решения суда, предъявлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

В уведомлении № 3172/14-0413 от 16.02.2011, направленному в адрес общества, Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия сообщило о неисполнении должником исполнительного листа, отметив, что в связи с истечением 12.02.2011 трехмесячного срока исполнения у общества имеется возможность его отзыва и предъявления требования по неисполненному документу к главному распорядителю средств бюджета (Министерству финансов Республики Ингушетия).

Полагая, что бездействие Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия по исполнению  исполнительного документа является незаконными, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Из материалов дела следует, что государственным заказчиком по контракту № 1 от 09.03.2007 являлась Республика Ингушетия в лице Министерства по физической культуре и спорта Республики Ингушетия, следовательно, должником по вытекающим из контракта обязательствам является Республика Ингушетия в лице уполномоченного органа, на который возложено финансирование указанных работ бюджетными средствами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2006 № 4405/06).

Следовательно, взыскание бюджетных средств по контракту произведено с Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия как с государственного органа. Кроме того, указанный государственный орган также является главным распорядителем бюджетных средств.

В соответствии со статьями 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Действие (бездействие)

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А20-2840/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также