Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу n А15-2643/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 20 марта 2013 года Дело № А15-2643/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управлению Федерального казначейства по РД на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2012 по делу № А15-2643/2012 по иску открытого акционерного общества «Кумторкалинское ДЭП №22» (ОГРН 1060546002120, ИНН 0552004371) к Управлению Федерального казначейства по РД (ОГРН 1020502632941, ИНН 0562043725) о признании действий по возврату исполнительных листов незаконными, обязании принять исполнительные листы к исполнению и принять меры по их исполнению (судья Магомедов Т.А.), при участии в судебном заседании: от Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан – Джабиева Р.Б. (доверенность № 12-09/37 от 17.01.2013); в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. УСТАНОВИЛ: ОАО «Кумторкалинское ДЭП № 22» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее – управление) о признании действий по возврату исполнительных листов (письмо отдела №28 от 21.09.2012 №05-39/76) незаконными и обязании принять исполнительные листы от 26.11.2010 серии АС № 001797313, от 24.05.2011 серии АС № 001798215, от 26.04.2012 серии АС № 002631020 к исполнению и совершить действия по их исполнению. Требования общества мотивированы получением по делу №А15-2117/2010 Арбитражного суда Республики Дагестан исполнительных листов о взыскании с муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» денежных средств, предъявлением их к исполнению в отделение №28 по Кумторкалинскому району (структурном подразделении) управления и необоснованным их возвратом письмом от 21.09.2012 №05-39/76 со ссылкой на отсутствие лицевого счета у муниципального образования и наличие лицевого счета у администрации муниципального образования. Решением суда от 24.12.2012 исковые требования удовлетворены частично. Действия управления по возврату ОАО «Кумторкалинское ДЭП №22» письмом отдела №28 от 21.09.2012 №05-39/76 исполнительных листов Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.05.2011 серии АС №001798215 и от 27.04.2012 серии АС №002631020 признаны незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Управление обязано принять к исполнению по заявлению ОАО «Кумторкалинское ДЭП №22» исполнительные листы Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.05.2011 серии АС №001798215 и от 27.04.2012 серии АС №002631020. В удовлетворении требований в остальной части отказано. Не согласившись с таким решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В судебном заседании представитель управления подержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 14.02.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 далее - АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010). Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 -271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество предъявило к исполнению в отделение № 28 управления выданные Арбитражным судом Республики Дагестан исполнительные листы Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.05.2011 серии АС №001798215 и от 27.04.2012 серии АС №002631020 о взыскании с муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» 118 320 рублей и 207 059 рублей соответственно. К заявлению были также приложены определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.11.2010, 24.05.2011 и 26.04.2012 по делу №А15-2117/2010. Письмом от 21.09.2012 №05-39/76 управление возвратило заявителю исполнительные документы без исполнения, сославшись на то, что лицевой счет должника по указанному в исполнительных листах наименованию в территориальном отделе не обслуживается. На какие-либо иные обстоятельства управление, возвращая 21.09.2012 исполнительные документы (отсутствие реквизитов счета взыскателя, неприложение иных необходимых документов), как на основание возврата исполнительных документов без исполнения управление в письме от 21.09.2012 не указало и в ходе судебного разбирательства о таких не заявило. В связи с указанным суд на основании части 3.1 статьи 70 АПК РФ расценивает указанное поведение как признание стороной обстоятельств, на которые ссылается другая сторона (возврат 21.09.2012 без исполнения исключительно в связи с отсутствием у муниципального образования лицевого счета в управлении). Считая действия управления по возврату исполнительных листов без исполнения, незаконными заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Пункт 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность обжалования взыскателем действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 данного Кодекса, либо отказа в совершении таких действий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса. Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пункт 2 статьи 242.1, пункт 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают направление исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения – должника, для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации. На территории Республики Дагестан такие функции осуществляет Управление. В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: - непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи; - несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; - нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; - представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Данный перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не содержится. Указывая на отсутствие у должника лицевого счета в отделении №28, какие лицевые счета и в каких органах казначейства имеет должник, территориальное управление казначейства обществу не сообщило и о наличии таких в ходе судебного разбирательства также не сообщило. В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа. Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета. Государственная регистрация в качестве юридического лица муниципального образования, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования расходования бюджетных средств (опосредованно через администрацию муниципального образования или иные органы) не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения. Управлением не оспаривается тот факт, что исполнение обязательств муниципальным образованием осуществляется по правилам, предусмотренным для муниципальных (бюджетных) учреждений. Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств бюджета соответствующего уровня, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание. Управлением в материалы дела не представлено доказательств истребования у главного распорядителя средств местного бюджета информации о том, с какого счета следует производить взыскание. Как установлено судом первой инстанции, в данном случае территориальное управление казначейства таких действий не произвело, а возвратило исполнительные листы от 24.05.2011 серии АС №001798215 и от 27.04.2012 серии АС №002631020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу n А63-13638/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|