Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2007 по делу n А63-17410/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 т. (879-34) 6-03-31

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело №А63-17410/2005-С4

Апелляционное производство № 16АП-1638/07(1)

г. Ессентуки                                                                                                      

6 ноября  2007 года.                              

                                

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября  2007 года.

В полном объеме постановление изготовлено 6 ноября  2007 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего  Параскевовой С. А.,

судей Сулейманова З. М., Баканова А. П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З.М.,

при участии в судебном заседании

представителя МИФНС России № 10 по Ставропольскому краю Нефёдова О. А. (доверенность от 28.04.07 г.),

индивидуального предпринимателя Образцова В. М.,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24 августа 2007 года по делу № А63-17410/05-С4 по иску МИФНС России № 10 по СК к Образцову В. М. о взыскании 107 217 рублей (судья Борозинец А. М.),

УСТАНОВИЛ:

ИФНС РФ по г. Ессентуки (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к предпринимателю Образцову В.М. (далее – предприниматель, налогоплательщик) о взыскании налоговых платежей и недоимки в сумме 74 738 руб., пени в сумме 17 388,80 руб., штрафов в сумме 15 091 руб., всего в сумме 107 217 руб. 80коп.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.06 г. в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 30 ноября 2006 года указанное решение отменено в части отказа во  взыскании сумм недоимок, пени и штрафных санкций по единому налогу на вмененный доход и муниципальному сбору. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24 августа 2007 года в иске ИФНС РФ  по  городу Ессентуки в части взыскания с предпринимателя Образцова В.М., 36 рублей муниципального сбора на содержание дошкольных учреждений и 9 рублей 10 копеек пени, 600 рублей единого налога на вмененный доход и 266 рублей пени, отказано.

В части разрешения вопроса об уменьшении предпринимателем суммы налога, суд первой инстанции сослался на абзац 2 пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса, положения которой применимы как в случаях уменьшения налогоплательщиком суммы единого налога на сумму страховых взносов в виде минимального фиксированного платежа, так и в случаях уменьшения единого налога на сумму фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный, посчитал уменьшение суммы налога правомерным.

В части доначисления предпринимателю 600 рублей единого налога на вмененный доход и 266 рублей пени по ЕНВД суд установил необоснованность доначисления, поскольку имела место переплата. Таким образом, отсутствовало событие правонарушения, привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по ст.ст. 119, 122 НК РФ незаконно.

В части доначисления предпринимателю 36 рублей муниципального сбора за содержание дошкольных учреждений и 9 рублей 10 копеек пени суд посчитал, что Совет города Ессентуки не имел законных оснований для установления муниципального сбора Решением Совета города Ессентуки, а потому доначисление предпринимателю указанных сумм необоснованно.

Не согласившись с таким решением, Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю обжаловала его в апелляционном порядке, указав в жалобе, что обязательные платежи на накопительную часть трудовой пенсии за 2002 год в размере 600 рублей (ЕНВД) уплачены предпринимателем не были, хотя суд в решении сослался на сверку расчетов. Суд при установлении фактических обстоятельств наличия (отсутствия) переплаты должен учитывать особенности ведения базы данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом и характеризующей состояние  его расчетов с бюджетом. Налоговый орган не согласен с выводом суда о некомпетентности Совета города Ессентуки устанавливать муниципальные сборы. Считает, что суд нарушил нормы процессуального права, в частности – порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, в то время как предприниматель требований об оспаривании нормативного правового акта не заявлял. Просит в жалобе решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24 августа 2007 года отменить в части взыскания с предпринимателя муниципального сбора за содержание дошкольных учреждений и единого налога на вмененный доход.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Образцов В. М. с жалобой не согласился, указав, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, исследовав и дав оценку всем имеющимся в деле доказательствам. Считает, что доводы налоговой службы, приведенные в апелляционной жалобе необоснованны, не подтверждены документально. Просит в отзыве в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 10 по Ставропольскому краю Нефёдов О. А. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Просил ее удовлетворить, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24 августа 2007 года – отменить.

В судебном заседании предприниматель Образцов В. М. с жалобой не согласился. Поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ  законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, проверив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, данные ими в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24 августа 2007 года надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов: единого налога на вмененный доход за период с 01.01.02 по 31.12.02, муниципального сбора за период с 01.01.03 по 31.12.03, единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.03 по 31.12.04.

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 19.07.05 № 1608-11/108 и принято решение от 31.01.06 № 284-ДСП о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление предпринимателем декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока в виде 54 рублей штрафа; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого налога на вмененный доход в виде 120 рублей штрафа, за неполную уплату муниципального сбора за содержание дошкольных учреждений в виде 7 рублей штрафа, за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в виде 14 910 рублей штрафа. Данным решением предпринимателю доначислено 36 рублей муниципального сбора на содержание дошкольных учреждений и 9 рублей 10 копеек пени, 600 рублей единого налога на вмененный доход и 266 рублей пени, 74 102 рубля единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 17 793 рубля пени.

В части доначисления единого налога решение налоговой инспекции мотивировано тем, что предприниматель неправомерно уменьшил сумму единого налога за 2003, 2004 годы на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем законодательно установленный минимальный фиксированный платеж.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными.

         Статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Порядок, основания, сроки и размер уплаты страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за свое страхование, установлены Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

Из положений статьи 28 Закона № 167-ФЗ следует, что предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, в минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный. При этом порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 28 Закона).

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона № 167-ФЗ физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного статьей 28 Закона № 167-ФЗ фиксированного платежа.

Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование    в    виде    фиксированного    платежа    в    размере,    превышающем минимальный, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.03 №148.

Таким образом, абзац 2 пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации применим как в случаях уменьшения налогоплательщиком суммы единого налога на сумму страховых взносов в виде минимального фиксированного платежа, так и в случаях уменьшения единого налога на сумму фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный.

При этом, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.04 № 92-0, возможность уменьшения суммы единого налога на вмененный доход, исчисленной за налоговый период, связывается законодателем не с периодом, в котором фактически уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а с периодом, за который эти взносы исчисляются и уплачиваются.

При рассмотрении дела судом первой инстанции  установлено, что за 2003, 2004 годы предприниматель уплатил страховые взносы в Пенсионный фонд в размере, превышающем минимальный. То обстоятельство, что суммы страховых взносов уплачены предпринимателем за 2003-2004 годы налоговая инспекция не оспаривает.

Уменьшение налога не повлекло ограничения, установленного пунктом 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предприниматель правомерно уменьшил сумму единого налога, исчисленную за 2003, 2004 годы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Вместе с тем, налоговым органом не доказано совершение должником неправомерных действий (бездействия), влекущих ответственность по указанной статье Кодекса.

В части доначисления предпринимателю 600 рублей единого налога на вмененный доход и 266 рублей пени по ЕНВД, а также привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по статьям 122, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суд также считает неправомерным, по следующим основаниям: по указанию суда стороны провели сверки расчетов по уплате налоговых платежей с 01.01.2002 по 01.01.2007г., согласно актов сверки у налогоплательщика по всем платежам числится переплата, в том числе по ЕНВД до момента проверки на 01.01.2006г., числится переплата в сумме 388 рублей (см. акты сверки расчетов, указанные результаты сверки признает налоговый орган и лишь в 2006году, на основании решения от 12.08.2005г., №16-08-11X1041, по результатам проверки налогоплательщику доначислены налоговые платежи в том числе и по ЕНВД в сумме 600 руб. налога, 261 руб. пени, и 120 руб. штрафа.

Истец не представил доказательств образования указанной недоимки, при наличии им же признанной переплаты в сумме 388 рублей. Таким образом, суд установил необоснованность доначисления налоговых платежей по ЕНВД. Поскольку отсутствовало событие правонарушения - неуплата, неполная уплата ЕНВД, то и привлечение Образцова В.М. к ответственности по ст.ст.119,122 НК РФ незаконно.

Более того, Конституционный Суд РФ в Определении от 12.04.2005г., №1641 указал, что индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше), к которым относится и заявитель, для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения застрахованными лицами (индивидуальными предпринимателями и лицами, работающими по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору) права на накопительную часть трудовой пенсии и правилах формирования пенсионных накоплений, что приводило бы к неравенству в пенсионном обеспечении, несовместимому с требованиями статей 19 (части 1 и

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2007 по делу n А77-665/07   . Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью  »
Читайте также