Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по делу n А15-827/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-827/2009

21 апреля 2011 г.                                                                               

Резолютивная часть оглашена 18.04.2011

Изготовлено в полном объеме 21.04.2011

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Афанасьевой Л.В.

судей:  Марченко О.В., Мельникова И.М.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Огни автотранспортное предприятие» о признании действий (бездействий) Комитета по транспорту Республики Дагестан незаконными и обязании утвердить паспорта маршрутов межмуниципального регулярного сообщения, при участии третьего лица - Правительства Республики Дагестан,

в отсутствии лиц, участвующих в деле

УСТАНОВИЛ:

ООО "Огни автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан (далее - министерство) о признании незаконными действий (бездействия) министерства по задержке утверждения паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов общества и об обязании министерства их утвердить.

Решением от 29.06.2009 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что министерство не наделено полномочиями по утверждению паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов.

Постановлением от 27.08.2009 суд апелляционной инстанции изменил мотивировочную часть решения суда, изложив абзац о полномочиях министерства в следующей редакции: "Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан наделено полномочиями по осуществлению функций по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Дагестана, в том числе на утверждение паспортов маршрутов межмуниципального регулярного сообщения и формированию межмуниципальных маршрутов на территории Республики Дагестан". В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2009 постановление апелляционной инстанции от 27.08.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В качестве нарушений, которые необходимо устранить, суд кассационной инстанции назвал следующее: не указаны доказательства, на которых сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, а также законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления в части отказа в удовлетворении заявления общества; не проверены доводы общества относительно представления министерству для утверждения конкретных паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов и не получили оценку доказательства, представленные в дело для подтверждения данного обстоятельства.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 решение суда от 29.06.2009 изменено путем исключения из мотивировочной части решения вывода об отсутствии у Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан полномочий на утверждение паспортов маршрутов межмуниципального регулярного сообщения и формированию межмуниципальных маршрутов на территории Республики Дагестан; в остальной части решение суда от 29.06.2009 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.04.2010 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В качестве нарушений, которые необходимо устранить, суд кассационной инстанции назвал следующее: в нарушение части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, сделав вывод об отсутствии нарушений законных прав и интересов общества, не привел мотивов, по которым он отклонил доводы заявителя о нарушении указанных прав и интересов, связанных с затягиванием утверждения представленных паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов, а также не рассмотрел по существу заявленные обществом требования. Суду следовало проверить соответствует ли действующему законодательству требование общества к министерству об утверждении автобусных паспортов по девяти межмуниципальным маршрутам, соблюдены ли министерством сроки и процедура рассмотрения заявления общества. Суд апелляционной инстанции в нарушение указанных норм закона, а также целей и задач при осуществлении правосудия в арбитражных судах (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не рассмотрел по существу заявленные требования, тем самым, отказав в судебной защите лицу, чье право и законные интересы, по его мнению, нарушены.

Определением от 03.06.2010 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, произвел замену    Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан на его правопреемника - Комитет по транспорту Республики Дагестан и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Республики Дагестан. Дело назначено к слушанию в предварительном судебном заседании 03.08.2010 в 09 часов 30 минут. В порядке предварительной подготовки дела к судебному разбирательству апелляционный суд обязал Правительство Республики Дагестан и Комитет по транспорту Республики Дагестан представить Положение о Комитете по транспорту Республики Дагестан и его Регламент; пояснения по следующим вопросам: в чью компетенцию входит рассмотрение вопроса об утверждении паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов; находится ли на рассмотрении Комитета по транспорту Республики Дагестан заявление общества об утверждении паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов и соответствующие паспорта маршрутов; нарушены ли сроки рассмотрения указанного заявления; чем вызвано уклонение от направления ответа обществу; рассмотрено ли заявление по существу, и какие приняты меры для его рассмотрения; выполнены ли обществом все требования к безопасности движения и обоснованности установления маршрутов; проводилась ли соответствующая экспертиза; мотивированные отзывы с учетом поставленных вопросов и указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 07.04.2010.

При переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции апелляционный суд исходил из того, что Правительство Республики Дагестан является лицом, чьи права могут быть затронуты решением по настоящему делу, так как утверждение межмуниципальных маршрутов является функцией исполнительной власти субъекта федерации. Нормативных актов, которых бы прямо указывалось  о передаче этой функции от Правительства иному органу исполнительной власти, на тот момент не существовало, что вызвало различное толкование судами законодательства о полномочиях исполнительных органов. В случае, если при рассмотрении дела было бы установлено, что функция утверждения межмуниципальных маршрутов иным исполнительным органам власти не передавалось, то лицом, обязанным исполнять указанную функцию, являлось бы Правительство Республики Дагестан.

Определением суда от 03.08.2010 окончена предварительная подготовка дела к судебному разбирательству, дело назначено к слушанию в судебном заседании 31.08.2010 в 09 часов 15 минут. ООО «Огни автотранспортное предприятие» предложено представить суду подлинные паспорта межмуниципальных автобусных маршрутов, Комитету по транспорту Республики Дагестан представить акт приема-передачи документов от Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан его правопреемнику – Комитету по транспорту Республики Дагестан, нормативно-правовой акт, регулирующий организацию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Республике Дагестан. Правительству Республики Дагестан предложено представить мотивированный отзыв с обоснованием правовой позиции по делу.

Представители ООО «Огни автотранспортное предприятие»  и Комитета по транспорту Республики Дагестан в судебном заседании 30 сентября 2010 года заяви ходатайство об утверждении мирового соглашения. 

Постановлением от 04 октября 2010 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд утвердил мировое соглашение от 30.09.2010 по делу №А15-827/2009, заключенное между ООО «Огни автотранспортное предприятие» и Комитетом по транспорту Республики Дагестан, производство по делу прекратил.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2011 года постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу № А15-827/2009 отменено, дело   направлено   на   новое   рассмотрение   в   Шестнадцатый   арбитражный апелляционный суд.

Постановление суда кассационной инстанции мотивированно тем, что постановление апелляционного суда об утверждении мирового соглашения с неисполнимыми и неконкретными условиями не направлено на окончательное разрешение спора и не может быть признано законным и обоснованным. 

При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции от ООО «Огни автотранспортное предприятие» поступило новое ходатайство об утверждении мирового соглашения, в котором указано,  что Комитет по транспорту Республики Дагестан утвердил и вернул представителю ООО «Огни автотранспортное предприятие» все представленные ему  паспорта межмуниципальных автобусных маршрутов надлежаще оформлены; стороны совместными усилиями организовывают осуществление пассажирских перевозок по этим маршрутам: ООО «Огни автотранспортное предприятие» отказывается от всех остальных требований по делу.

 Изучив материалы дела и проверив условия мирового соглашения, апелляционный суд  считает, что в удовлетворении ходатайства следует отказать по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Судебное мировое соглашение - гражданско-правовая сделка, которая должна отвечать требованиям закона. По ней стороны посредством взаимных уступок по-новому определяют свои материальные права и обязанности, прекращая спор, возникший между ними.

Согласно части 2 статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение должно содержать сведения об условиях, размере и сроках исполнения сторонами обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. При неисполнении мирового соглашения добровольно статья 142 Кодекса предусматривает принудительное его исполнение, для чего арбитражным судом выдается исполнительный лист. В силу статьи 320 Кодекса в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта.

 Указание в мировом соглашении на факт передачи надлежаще оформленных паспортов, подтверждает, что действия уже совершены и не возлагает на сторон обязанности совершить в будущем  действия, поэтому оснований для выдачи исполнительного листа не возникнет.  

Указание в мировом соглашении о том, что стороны совместными усилиями организовывают осуществление пассажирских перевозок по этим маршрутам, выходит за рамки настоящего дела и не является конкретным.

Указание в мировом соглашении о том, что ООО «Огни автотранспортное предприятие» отказывается от всех остальных требований по делу, не повлечет принудительного исполнения данного условия, так как порядок отказа от иска и его процессуальные последствия определены статьей 49 и пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отдельного процессуального действия в виде заявления об отказе от конкретных исковых требований обществом не совершено, поэтому оснований для принятия отказа от иска у суда не имеется, спор подлежит рассмотрению по существу.

 Из материалов дела усматривается.

Постановлением главы администрации городского округа "Город Дагестанские Огни" от 15.10.2008 N 247 общество признано уполномоченным представителем по осуществлению услуг по перевозке пассажиров по городскому округу "Город Дагестанские Огни" и междугородным маршрутам регулярного сообщения согласно приложению.

21 января 2009 года администрация городского округа "Город Дагестанские Огни" обратилась в министерство с просьбой утвердить паспорта по девяти автобусным маршрутам. Общество 22.01.2009 обратилось с аналогичной просьбой в министерство.

12 февраля 2009 года общество повторно направило письмо в министерство, указав на неполучение ответа на ранее направленное письмо об утверждении паспортов автобусных маршрутов по населенным пунктам Республики Дагестан.

27 февраля 2009 года общество получило письмо министерства (ответ на письмо общества от 12.02.2009), в котором указано, что представленные на утверждение паспорта автобусных маршрутов являются межмуниципальными маршрутами. Организация транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах осуществляется государственным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению транспортом. Администрация города вправе определять перевозчиков для маршрутов в границах муниципального образования.

23 марта 2009 года общество повторно обратилось в министерство с просьбой рассмотреть его заявление об утверждении паспортов межмуниципальных автомобильных маршрутов (письмо N 27) и возвратить эти паспорта обществу.

Письмом от 20.04.2009 N 03-14/883 КК министерство со ссылкой на указанное письмо общества сообщило, что для более детального изучения данного вопроса, в министерстве состоялось совещание с участием генерального директора ГУП "Дагестанавтотранс" Саидова С.М. и заместителя директора Дербентского ПАТП Эфендиева Д.М., по итогам которого принято решение о том, что Дербентское ПАТП будет подавать в городской округ "Город Дагестанские Огни" автобусы для обслуживания маршрута "Дагестанские Огни - Махачкала". Вопрос об утверждении других маршрутов будет рассмотрен дополнительно после изучения пассажиропотоков и спроса населения города на данные маршруты.

Определением от 03 июня 2010 судом произведена замена  ответчика Министерства промышленности, транспорта и связи на правопреемника – Комитет по транспорту Республики Дагестан.

В процессе рассмотрения дела общество представило Комитету по транспорту Республики Дагестан документы, ранее приложенные к заявлению общества об утверждении маршрутов, поданному в Министерство, так

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по делу n А63-18948/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также