Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу n А63-19857/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                           Дело № А63-19857/2009

19 апреля 2011 г.                                                                                     Вх. №16АП-294/11 (1)

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2011,

дата изготовления постановления в полном объёме 19.04.2011

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П., судей Джамбулатова С.И., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кипкеевым Р.Д., в отсутствие в судебном заседании истца – общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз», ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и в лице УФК по Ставропольскому краю и Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края; третьих лиц: МОУ СОШ № 6 с. Спицевка, Грачевского района, Марченко Михаила Ивановича, Змиевской Людмилы Васильевны, Гвозденко Людмилы Михайловны, Горкавенко Татьяны Анатольевны, Савченко Натальи Анатольевны, Никитиной Лидии Михайловны, Симоненко М.В., Агужевой Марии Ивановны, Степановой Валентины Федоровны, Токаревой Татьяны Николаевны, Кучевской Лидии Васильевны, Остриковой Антонины Васильевны, Беликовой Надежды Николаевны, Гнездиловой Антонины Васильевны, Саловой Галины Александровны, Сердюковой Татьяны Николаевны, Беляевой Светланы Анатольевны, Семилюковой Татьяны Васильевны, Пугиной Ларисы Ивановны, Токарева Александра Ивановича, Морозовой Нели Георгиевны, Зеловой Татьяны Павловны, Межлумян Марины Геннадьевны, Корякиной Валентины Васильевны, Жалыбиной Ирины Александровны, Жаворонковой Ларисы Николаевны, Токаревой Светланы Михайловны, Юровой Ольги Анатольевны, Чигоревой Елены Ивановны, Козко Натальи Владимировны, Шмойловой Елены Николаевны, Кривенко Татьяны Васильевны, Бабичевой Оксаны Павловны, Жабиной Татьяны Николаевны, Княжевской Ирины Васильевны, Княжевской Надежды Владимировны, Абрамовой Миры Вагенаковны, Кашириной Нины Петровны, Мотоховой Татьяны Леонидовны, Борисенко Сергея Ивановича, Барковской Нины Васильевны, Воробьевой Людмилы Владимировны, Вытрешко Любовь Львовны, Резенькова Николая Федоровича, Лебедевой Екатерины Андреевны, Шатравиной Галины Андреевны, Петросян Тамары Георгиевны, Стрюковой Лидии Васильевны, Мосиенко Елены Николаевны, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.12.2010 по делу № А63-19857/2009 (судья Гинтовт Е.Н.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» (далее – ООО «Ставропольрегионгаз») обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), УФК по Ставропольскому краю, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края (далее – Минфин СК) о взыскании 70 075 рублей 76 копеек убытков с учетом НДС за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление педагогическим работникам и членам их семей, совместно проживающих с ними в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон об образовании).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: МОУ СОШ № 6, Марченко Михаил Иванович, Змиевская Людмила Васильевна, Гвозденко Людмила Михайловна, Горкавенко Татьяна Анатольевна, Савченко Наталья Анатольевна, Никитина Лидия Михайловна, Симоненко М.В., Агужева Мария Ивановна, Степанова Валентина Федоровна, Токарева Татьяна Николаевна, Кучевская Лидия Васильевна, Острикова Антонина Васильевна, Беликова Надежда Николаевна, Гнездилова Антонина Васильевна, Салова Галина Александровна, Сердюкова Татьяна Николаевна, Беляева Светлана Анатольевна, Семилюкова Татьяна Васильевна, Пугина Лариса Ивановна, Токарев Александр Иванович, Морозова Неля Георгиевна, Зелова Татьяна Павловна, Межлумян Марина Геннадьевна, Корякина Валентина Васильевна, Жалыбина Ирина Александровна, Жаворонкова Лариса Николаевна, Токарева Светлана Михайловна, Юрова Ольга Анатольевна, Чигорева Елена Ивановна, Козко Наталья Владимировна, Шмойлова Елена Николаевна, Кривенко Татьяна Васильевна, Бабичева Оксана Павловна, Жабина Татьяна Николаевна, Княжевская Ирина Васильевна, Княжевская Надежда Владимировна, Абрамова Мира Вагенаковна, Каширина Нина Петровна, Мотохова Татьяна Леонидовна, Борисенко Сергея Ивановича, Барковская Нина Васильевна, Воробьева Людмила Владимировна, Вытрешко Любовь Львовна, Резеньков Николай Федорович, Лебедева Екатерина Андреевна, Шатравина Галина Андреевна, Петросян Тамара Георгиевна, Стрюкова Лидия Васильевна, Мосиенко Елена Николаевна.

Исковые требования мотивированы тем, что данная задолженность образовалась в результате недостаточного финансирования из бюджета Российской Федерации по Закону об образовании.

Решением от 13.12.2010 иск удовлетворён в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу ООО «Ставропольрегионгаз» 59 386 рублей 23 копеек затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление за 2006 год педагогическим работникам МОУ СОШ № 6 с. Спицевка, Грачевского района и членам их семей совместно проживающих с ними в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и 2 281 рублей 59 копеек расходов по госпошлине. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

В апелляционной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 13.12.2010, и в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина РФ отказать.  По мнению заявителя, Ставропольский край неправомерно не расходует имеющиеся и выделенные из федерального бюджета финансовые ресурсы для компенсации расходов предоставляющим льготы предприятиям. Более того, Ставропольский край не отрицает, что денежные средства для предоставления льгот не используются им с 2006 года в полном объеме, что, по сути, приводит к неправомерному возложению на Российскую Федерацию (федеральный бюджет) дополнительных расходов. Основания для возмещения убытков общества за счет казны Российской Федерации отсутствуют. Выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета публично-правового образования.

Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили; надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы считает, что, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в 2006 году ООО «Ставропольрегионгаз» предоставлял льготы по оплате природного газа за отопление педагогическим работникам МОУ СОШ № 6 с. Спицевка, Грачевского района во исполнение договора от 10.01.2006 № 49/06-6/15-1-0327/06 с МОУ СОШ № 6 и Решения Совета Грачевского  муниципального района  от 16.08.2005 № 59-1, в соответствии с которым право на льготу по оплате природного газа имели педагогические работники муниципальных образовательных учреждений и члены их семей, зарегистрированные по месту их жительства и совместно с ними проживающие, находящиеся у них на иждивении (супруг, супруга, дети в возрасте до 18 лет), а в случаях учебы на дневной форме обучения – до 23 лет. Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, возмещались ООО «Ставропольрегионгаз» за счет средств бюджета Грачевского муниципального района. В пункте 5 статьи 55 Закона об образовании установлено право педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельской местности и в поселках городского типа, и членов их семей, проживающих с ними, пользоваться бесплатно отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

В статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенный абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 4 Закона Ставропольского края от 01.08.2005 № 42-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края вправе устанавливать меры социальной поддержки работникам муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, в соответствии с федеральным законодательством и с учетом положений настоящего Закона.

Во исполнение Закона Ставропольского края от 01.08.2005 № 42-кз, решением Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 30.08.2005 № 508 утверждено Положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Минераловодского муниципального района Ставропольского края».

По указанному Положению финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится за счет средств бюджета Минераловодского муниципального района Ставропольского края, а также за счет средств бюджета Ставропольского края при наличии дополнительного финансирования в виде субсидий.

На основании вышеизложенного, ООО «Ставропольрегионгаз» (поставщик) и МОУ СОШ № 6 (учреждение) заключили договор от 10.01.2006 № 49/06-6/15-1-0327/06 о предоставлении мер социальной поддержки по оплате теплоэнергии отдельным категориям граждан, согласно которому поставщик обязуется по мере получения от учреждения сводного реестра на предоставление мер социальной поддержки по оплате теплоэнергии отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности выписывать счет-фактуру и снижать задолженность абонентам по оплате потребленной теплоэнергии в пределах полученной суммы. Учреждение в свою очередь обязуется ежемесячно предоставлять поставщику список лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате теплоэнергии в соответствии с действующим законодательством и сводный реестр. Ежемесячно производить поставщику возмещение затрат путем перечисления денежных средств на его расчетный счет, согласно выставленных поставщиком счетов-фактур на оплату. Цена договора составила 192 738 рублей 86 копейка с учетом дополнительного соглашения сторон от 20.12.2006.

Указанный договор действовал до 31.12.2006, учреждение предоставило поставщику списки лиц и сводные реестры, поставщиком на основании этого выставлены счета-фактуры на сумму 192 738 рублей 81 копейка. Учреждение перечислило поставщику 192 738 рублей 81 копейку, поставщик снизил задолженность педагогических работников на данную сумму.

Согласно расчету ООО «Ставропольрегионгаз» сумма его убытков за бесплатно поставленный природный газ педагогическим работникам МОУ СОШ № 6 с. Спицевка за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 составила 70 075 рублей 76 копеек с учетом налога на добавленную стоимость 10 689 рублей 53 копейки.  ООО «Ставропольрегионгаз» представило расчет взыскиваемой им суммы затрат, подписанный педагогами МОУ СОШ № 6 с. Спицевка, Грачевского района, Ставропольского края.

Суд установил, что Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2006 год» не предусмотрел в составе расходов федерального бюджета средства на финансирование расходов по возмещению организациям выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате отопления и освещения участковым педагогическим работникам, работающих в сельской местности и в поселках городского типа, и членам их семей, проживающих с ними в соответствии с Законом об образовании. Ставропольскому краю средства на реализацию указанного закона из федерального бюджета не выделялись в 2006 году. Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним также относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Изложенное положение также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» в котором указано, что при разрешении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежит удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ и услуг), судам надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей,  возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу n А22-1452/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также