Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А63-7428/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                      Дело №А63-7428/2010

21 марта 2011 года                                          Регистрационный номер

                                                                         апелляционного производства 16АП-3288/10 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокуровой Н.В., судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2010 по делу №А63-7428/2010, принятое судьей Богатыревой Г.И., по иску общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз», г.Ставрополь к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, г.Ставрополь третье лицо: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с.Верхняя Кугульта, Грачевского района о взыскании 53 215 рублей 12 копеек в счет компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,    

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края (далее – Минфин Ставропольского края) о взыскании затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление педагогическим работникам муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 с.Верхняя Кугульта за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в размере 53 215 рублей 12 копеек, в том числе НДС в размере 8 117 рублей 56 копеек на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора судом первой инстанции было привлечено муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с.Верхняя Кугульта, Грачевского района (далее по тексту – учреждение).

Решением от 29.10.2010 Арбитражный суд Ставропольского края взыскал с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества 45 097 рублей 56 копеек затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате в 2007 году природного газа на отопление педагогическим работникам; в остальной части иска отказал; в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков со Ставропольского края в лице Минфина Ставропольского края за счет казны Ставропольского края отказал; выдал обществу справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации 2 129 рублей государственной пошлины.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение Ставропольскому краю средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в размере, достаточном для компенсации льгот, предоставленных педагогическим работникам в 2007 году. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым решением, Минфин России в лице Управления обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от  29.10.2010 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на следующее.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Ставропольского края. Соответствующие средства федерального бюджета доводились Ставропольскому краю в установленном порядке, вместе с тем остались неизрасходованными.

Правильность решения от 29.10.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив в судебном заседании материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между обществом и учреждением 16 января 2007 года был заключен договор № 49/06-6/15-1-0353/07 о предоставлении мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с решением Совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2005 № 59-1 «Об утверждении Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского муниципального района Ставропольского края».

В соответствии с указанным Положением финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится за счет средств бюджета Грачевского района, а также за счет средств бюджета Ставропольского края при наличии дополнительного финансирования в виде субсидий.

Согласно вышеназванному договору общество обязуется по мере получения от учреждения реестра на предоставление мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан, выписывать счет и снижать задолженность по оплате потребленного газа в пределах средств, предусмотренных договором, а учреждение обязуется ежемесячно предоставлять поставщику газа список лиц, имеющих право на льготы и сводный реестр в пределах средств, предусмотренных в бюджете на эти цели. Учреждение обязуется ежемесячно производить поставщику возмещение затрат путем перечисления денежных средств на его расчетный счет, согласно счетов на оплату; ежеквартально, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца подписывать акты расчетов с поставщиком.

В ходе исполнения условий договора, общество в 2007 году предоставило льготы по оплате природного газа для отопления педагогическим работникам учреждения, указанных в списках муниципального образовательного учреждения в соответствии с Законом об образовании.

В обоснование своих требований о возмещении убытков общество представило в материалы дела: решение Совета Грачевского муниципального района, договор с дополнительным соглашением, ежемесячные списки работников школы, заверенные подписью директора школы и скрепленные печатью, сводные реестры для возмещения затрат, платежные поручения на возмещение затрат местным бюджетом, акт сверки взаимных расчетов по компенсации местным бюджетом понесенных обществом затрат.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом об образовании не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Так, в соответствии со статьей 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.03 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Статьей 4 Закона Ставропольского края № 42-кз от 01.08.05 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края вправе устанавливать меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, в соответствии с федеральным законодательством и с учетом положений настоящего Закона.

Во исполнение Закона Ставропольского края № 42-кз от 01.08.05 Решением Совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2005 № 59-1, было утверждено Положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского муниципального района Ставропольского края», с внесением изменений в него Решением Совета Грачевского муниципального района № 93-1 от 26.04.2006.

В соответствии с утвержденным Положением, финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки осуществляется за счет и в пределах средств бюджета Грачевского муниципального района предусмотренных на эти цели в решении Совета Грачевского муниципального района о бюджете на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской  Федерации  №  377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.

Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Федерации, либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно, или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что убытки истца, связанные с предоставлением мер социальной защиты по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 педагогическим работникам учреждения в соответствии с Законом об образовании должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Как правильно установил суд первой инстанции, собственных денежных средств на реализацию вышеуказанного закона в бюджете Ставропольского края на 2007 год не предусматривалось.

С учетом того, что фактические расходы истца по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом об образовании, истцу не были возмещены, а также учитывая, что материалами дела подтверждено отсутствие выделения муниципальному образованию достаточных денежных средств для исполнения федерального законодательства в части предоставления льгот, суд первой инстанции правомерно счел

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А63-8475/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также