Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу n А63-9087/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                       Дело №А63-9087/2010

01 марта 2011 года                                           Регистрационный номер

                                                                           апелляционного производства 16АП-168/11 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокуровой Н.В., судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Асланиди В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2010 по делу №А63-9087/2010, принятое судьей Чуриловым А.П., по иску ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа» г. Ставрополь к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, с участием 3-х лиц: 1) Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, 2) администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края в лице финансового управления с. Грачевка, 3) МОУ СОШ №5 с. Сергиевское о взыскании 87 256 рублей 15 копеек, в отсутствие представителей МОУ СОШ №5 с. Сергиевское, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,    

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа», г. Ставрополь (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края (далее – Минфин Ставропольского края), с участием третьих лиц: Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь (далее – Управление), Администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края в лице финансового управления с. Грачевка (далее – администрация), МОУ СОШ № 5 с. Сергиевское (далее – учреждение) о взыскании 87 256 рублей 15 копеек, в том числе НДС 13 310 рублей 26 копеек затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 педагогическим работникам учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании).

Решением от 15.12.2010 Арбитражный суд Ставропольского края взыскал с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества 79 945 рублей 89 копеек в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Грачевского муниципального района Ставропольского края и 3 197 рублей 83 копеек госпошлины; в остальной части иска отказал; в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков со Ставропольского края в лице Минфина Ставропольского края за счет казны Ставропольского края отказал.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение Ставропольскому краю средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в размере, достаточном для компенсации льгот, предоставленных педагогическим работникам в 2007 году. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым решением, Минфин России в лице Управления обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 15.12.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований общества к Российской Федерации в лице Минфина России, ссылаясь на следующее.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Ставропольского края. Соответствующие средства федерального бюджета доводились Ставропольскому краю в установленном порядке, вместе с тем остались неизрасходованными. Считает, что сумма иска рассчитана неверно, поскольку в указанную сумму включен налог на добавленную стоимость.

Финансовое управление администрации с решением суда первой инстанции согласно.

Правильность решения от 15.12.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив в судебном заседании  материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между общество и третьим лицом (учреждение) 16.01. января 2007 года был заключен договор № 49/06-6/15-1-0349/07 и дополнительное соглашение к нему от 05.11.2007 о предоставлении мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно заключенному договору № 49/06-6/15-1­0349/07 от 16.01.2007 общество приняло обязательство ежемесячно снижать задолженность абонентам по оплате потребленного природного газа в размере согласно предоставленным учреждением реестрам, а учреждение обязалось ежемесячно предоставлять обществу реестр (список) лиц, которым предоставлены предусмотренные законодательством льготы, и по мере поступления средств из Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию вышеуказанных законов, производить возмещение обществу фактически понесенных затрат путем перечисления денежных средств на бюджетный счет общества на основании предоставленных счетов-фактур и актов-сверок.

Исполняя условия договора, общество в период с января по декабрь 2007 года на основании списков предоставило работникам учреждения и членам их семей льготы по оплате за пользование природным газом в соответствии с Законом об образовании, что подтверждается ежемесячными счетами-фактурами, предъявленными к оплате учреждению, которые учреждение оплатило в полном объеме. Однако, как указал истец, согласно представленному им расчету сумма задолженности с учетом произведенной оплаты за указанный период составила 87 256 рублей 15 копеек (в том числе НДС 13 310 рублей 26 копеек).

В связи с тем, что истцу затраты, связанные с предоставлением льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом об образовании, в размере 87 256 рублей 15 копеек (в том числе НДС 13 310 рублей 26 копеек) не компенсированы, он обратился с иском о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации или со Ставропольского края в лице Минфина Ставропольского края.

В обоснование требований истец представил реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы по оплате природного газа, документы, являющиеся основанием для предоставления льгот в соответствии с Законом об образовании, акт сверки взаиморасчетов с учреждением, согласно которому задолженности учреждения перед истцом за 2007 год отсутствует, а также счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного природного газа, копии сводных реестров и списки работников учреждения.

Согласно статье 55 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В 2005 году советом Грачевского муниципального района Ставропольского края было принято решение № 59-1 от 16.08.2005, которым утверждено положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского района с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг». Решением совета Грачевского муниципального района Ставропольского края № 93-1 от 26.04.2006 в решение № 59-1 от 16.08.2005 были внесены изменения. Решением совета Грачевского муниципального района Ставропольского края № 165-1 от 19.06.2007 решение № 59-1 от 16.08.2005, с изменениями внесенными решением совета Грачевского муниципального района Ставропольского края № 93-1 от 26.04.2006, было отменено, и с 01.07.2007 по 31.12.2007 действовало положение «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих в муниципальных учреждениях образования Грачевского муниципального района и проживающих в сельской местности, на 2007год».

В 2006 году в соответствии с законом Ставропольского края от 10.04.2006 № 18-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» были внесены изменения в указанное решение. Согласно данным изменениям педагогические работники имели право получать меры социальной поддержки в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Грачевского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.

Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по финансированию на субъект Российской Федерации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данное положение следует также из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу n А63-7285/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также