Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу n А22-806/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                     Дело №А22-806/2010

04 февраля 2011 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 г.,

полный текст постановления изготовлен 04 февраля  2011 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Егорченко И.Н., судей Фриева А.Л.,  Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баймурзаевым Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 по иску ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (ИНН: 7736165131, ОГРН: 1027739010507) к ООО «Байр» (ИНН: 0816002147, ОГРН: 1080816000044) о взыскании задолженности по оплате за воздушное судно и процентов, при участии в судебном заседании представителя ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» Лобовиковой Ю.В. (доверенность №10-64 от 16.07.2010), в отсутствие ООО «Байр», извещенного о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к ООО «Финанс-Лизинг Авиа»  о взыскании задолженности по договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 и процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: 2 787 065,68 долларов США долга по оплате за воздушное судно за период с августа 2007 г. по июнь 2009 года и 342 218,95 долларов США процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.09.2007 по 22.12.2009; 192 527,20 долларов США долга по уплате процентов за рассрочку платежей согласно графику платежей и 3930,72 долларов США процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2009 по 22.12.2009; 5 488 241,53 руб. долга по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по соглашению о новации от 03.08.2007, из них: 5305 436,19 руб. НДС по ставке 20% и 182 805,33 руб. НДС по ставке 18%, и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме  1017655,31 руб., рассчитанные, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 9%, за период с 01.12.2007 по 22.12.2009, из них: 983758,69 руб. - проценты на сумму НДС по ставке 20% и 33 896,62 руб. - проценты на сумму НДС по ставке 18%, также взыскании с ООО «Финанс-Лизинг Авиа» судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины по иску в сумме 100 000 руб.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.05.2010 произведена замена ответчика - ООО «Финанс-Лизинг Авиа» на его правопреемника ООО «Байр» (далее – ответчик), дело №А72-252/2010 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкии.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.06.2010 заявление ОАО «Финансовая Лизинговая Компания»  принято к производству, делу присвоен номер А22-806/2010.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной задолженности, указав на непредставление доказательств регистрации воздушного судна в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации воздушного судна) и первичной бухгалтерской документации, подтверждающей частичную оплату долга по договору купли-продажи воздушного судна от 17.09.2003.

В Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на решение от 01.10.2010, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, изложенных в решении. Заявитель указывает на необоснованность вывода суда о недоказанности сторонами факта владения воздушным судном, поскольку  свидетельство о государственной регистрации воздушного судна не является документом, подтверждающим факт владения воздушным судном, и выдается только для целей государственной регистрации. Акты сверки расчетом являются надлежащими доказательствами наличия спорной задолженности.

ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» представлены письменные пояснения по апелляционной жалобе с обоснованием расчета задолженности по иску. Доказательства их своевременного направления ООО «Байр»  приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», уполномоченный доверенностью, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования и просила: взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму НДС 5 488 241,53 руб. по соглашению о новации от 03.08.2007 по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату подачи иска – 8,75 % (а не по ставке 9 %, как указано в расчете задолженности по иску) и принять отказ от иска в части взыскания процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 28 268,21 руб.,  начисленных на сумму НДС 5 488 241,53 руб., предусмотренную соглашением о новации от 03.08.2007, в связи с перерасчетом процентов с учетом банковской ставки 8,75%.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 Кодекса).

Отказ ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем принимается апелляционным судом.

На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части требований о взыскании  процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 28 268,21 руб.,  начисленных на сумму НДС 5 488 241,53 руб., предусмотренную соглашением о новации от 03.08.2007, подлежит прекращению.

Представитель ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» также пояснила, что денежные обязательства по договору купли-продажи воздушного судна от 17.09.2003 выражены в иностранной валюте (доллар США), в связи с чем просила взыскать соответствующие суммы задолженности и начисленные на них проценты в долларах США по курсу рубля, установленного Центральным Банком Российской Федерации на дату платежа.

ООО «Байр» отзыва не представило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания (по юридическому адресу, а также адресу для направления корреспонденции, указанному представителем), в судебное заседание своего представителя не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010  подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 17.09.2003 между ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (продавец) и ООО «Финанс-Лизинг Авиа» (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец передал в собственность покупателю воздушное судно ТУ-204-100, регистрационный номер RA-64019, оснащенный двигателями ПС90А № 3949042902003 и № 3949044601010. Цена, сроки и порядок оплаты установлены в Приложении № 3 к договору и определены в графике платежей к договору. Цена воздушного судна установлена в сумме, эквивалентной 17 100 000 долларов США.  Стороны установили, что оплата цены воздушного судна производится в следующем порядке: 11 600 000 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа перечисляются покупателем на расчетный счет продавца в течение 30 дней со дня передачи воздушного судна в собственность покупателя по акту приема-передачи, 5 500 000 долларов США – оставшаяся часть стоимости воздушного судна оплачивается покупателем по графику платежей. За предоставление рассрочки платежей на оставшуюся часть стоимости воздушного судна в размере 5 500 000 долларов США покупатель обязуется выплачивать продавцу проценты в размере 12 % годовых от оставшейся части стоимости воздушного судна. Выплата процентов осуществляется по графику платежей. По дополнительному соглашению сторон платежи могут быть произведены векселями или иным, не запрещенным способом (Приложение № 3 к договору купли-продажи).

24.12.2003 по акту приема-передачи воздушное судно передано ООО «Финанс-Лизинг Авиа».

27.02.2004 стороны заключили дополнительное соглашение к договору купли-продажи, согласно которому был принят график платежей в новой редакции (от 27.02.2004).

03.08.2007 между ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (кредитор) и ООО «Финанс-Лизинг Авиа» (должник) заключено соглашение о новации, согласно которому стороны подтвердили наличие задолженности ООО «Финанс-Лизинг Авиа» перед ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» по договору купли-продажи и договорились о прекращении обязательств ООО «Финанс-Лизинг Авиа» перед ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», вытекающих из договора купли-продажи в части 33 031 007,67 руб., из них: 31 302 073,50 руб. задолженность по уплате рассрочки в соответствии с графиком платежей, 1 198 390,54 руб. неустойка за нарушение сроков погашения рассрочки, часть платежа по предоставленной рассрочки в размере 530 543, 63 руб. за август 2007 года, выдачей ООО «Финанс-Лизинг Авиа» векселей ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на сумму 27 542 766,14 руб. и уплатой суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), рассчитанной исходя из подлежащей прекращению по соглашению о новации суммы задолженности в размере 5 488 241,53 руб. (пункты 1.1. – 1.5 соглашения о новации).  Пунктом 1.6 соглашения о новации стороны установили, что векселя подлежит передаче кредитору не позднее дня, следующего за днем заключения настоящего соглашения. С момента передачи векселей кредитору обязательства должника прекращаются. Должник обязуется в срок до 30.11.2007 перечислить кредитору  НДС в сумме 5 488 241,53 руб. (пункт 1.7 соглашения о новации).

Актом приема-передачи от 03.08.2007 ООО «Финанс-Лизинг Авиа» передало кредитору простые векселя на сумму 27 542 766,14 руб.

Обязательства по перечислению ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» НДС в сумме 5 488 241,53 руб., предусмотренные соглашением о новации, ООО «Финанс-Лизинг Авиа» не исполнены.

19.10.2009 ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» в адрес ООО «Финанс-Лизинг Авиа» направлена претензия (исх. № 09-02/1126 от 16.10.2009) о выполнении обязательств, предусмотренных договором купли-продажи воздушного суда №159 от 17.09.2003, условий соглашения о новации в части уплаты НДС, а также уплате процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.  Претензия оставлена без ответа.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» в арбитражный суд с иском к ООО «Финанс-Лизинг Авиа»  о взыскании спорной задолженности. В результате правопреемства между ООО «Финанс-Лизинг Авиа» и ООО «Байр», надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору признан ООО «Байр».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств владения сторонами воздушным судном, а именно свидетельства о государственной регистрации воздушного судна. Между тем, суд не учел следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

К недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (абзац 2 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) следует, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В силу пункта 1 абзаца второго статьи 33 Закона о госрегистрации впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Порядок регистрации гражданских воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов в 2003 году регулировался Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 N ДВ-110 и действовавшими до 14.12.2004.

Согласно Правилам государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - это документальное подтверждение государственным органом Российской Федерации распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и международных соглашений. Эксплуатантом гражданского воздушного судна является физическое

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу n А15-1998/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также