Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу n А63-7234/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело №А63-7234/2010 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-3356/10(1) резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2011 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семёнова М.У., судей: Марченко О.В., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Светлоградский элеватор» (ИНН 2617000452, ОГРН 1022600936346), ОАО «Зеленокумский элеватор» (ИНН 2619002840, ОГРН 1022601008363) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2010 года по делу № А63-7234/2010 (судья Быкодорова Л.В.) об отказе в удовлетворении требований ОАО «Светлоградский элеватор», ОАО «Зеленокумский элеватор» о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Гритчина И.Н. и Акининой И.Б. УСТАНОВИЛ: Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2010 отказано в удовлетворении заявления ОАО «Светлоградский элеватор» и ОАО «Зеленокумский элеватор» (далее – заявители) о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление) от 15.06.2010 № 367 в части включения заявителей в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% и обязании устранить допущенные нарушения путем исключения указанных сведений из реестра. В апелляционной жалобе заявители просят отменить решение и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов решения фактическим обстоятельствам дела. Заявители считают необоснованным вывод суда о соответствии закону проведенного управлением анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению зерна. Управление в отзыве, а его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность судебного акта. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие ее подателей, поскольку их неявка не препятствует судебному разбирательству. Апелляционный суд отклоняет поступившее в судебное заседание письменное ходатайство представителя заявителей Сенина Е.Е. об отложении судебного заседания, поскольку в соответствии с частями 3 и 4 статьи 158 АПК РФ такое ходатайство может быть удовлетворено только при наличии уважительной причины. Ходатайство мотивировано необходимостью участия Сенина Е.Е. в интересах другого юридического лица (ОАО «Стародубский элеватор) в арбитражном деле, находящемся в производстве Арбитражного суда Ставропольского края. В подтверждение ходатайства представлена ксерокопия судебного определения от 21.12.2010 о назначении судебного заседания по указанному делу на 10 ч 00 мин 26.01.2011, в то время как настоящее судебное заседание назначено апелляционным судом определением от 17.12.2010. Кроме того, занятость Сенина Е.Е. в другом судебном разбирательстве не обосновывает невозможность направления заявителями в суд апелляционной инстанции другого представителя. В этой связи, с учетом возражений представителя управления, суд не может признать данную причину уважительной, а заявленное ходатайство обоснованным. Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, приказом управления от 14.10.2002 № 142 заявители включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке услуг по хранению зерна в размере более чем 35 процентов. Заявители 17.03.2010 обратились в управление с требованием об исключении их из данного реестра. Оспариваемым приказом, принятым по результатам анализа состояния конкуренции на соответствующем рынке Ставропольского края, проведенного в рамках рассмотрения заявлений, управление установило, что ОАО «Зеленокумский элеватор» имеет долю на соответствующем рынке более 35 процентов в Советском районе и доминирует с долей более 50 процентов в Степновском районе, а ОАО «Светлоградский элеватор» доминирует с долей более 50 процентов в Петровском районе. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителей в суд с рассматриваемым иском, отказывая в удовлетворении которого, суд первой инстанции отклонил доводы заявителей о несоответствии приказа антимонопольному законодательству ввиду проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению зерна с нарушением установленных законом требований. При этом суд обоснованно исходил из следующего. Согласно пунктам 8, 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган вправе вести Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее – Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил формируют и ведут Реестр Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Формирование и ведение Реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте (пункт 3 Правил). Согласно пункту 4 Правил включение в Реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы – если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы). В пункте 8 Правил предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается в том числе в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр (пункт 8, подпункт "а" пункта 13 Правил). Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 N 108 (далее – Порядок). Согласно пунктам 1 и 3 Порядка, антимонопольный орган в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании Реестра, проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке, который включает в себя определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; составление аналитического отчета. Судом первой инстанции установлено, что анализ товарного рынка, результаты которого представлены в аналитическом отчете, проведен в соответствии с Порядком: определены временной интервал товарного рынка (2009 год), продуктовые границы (возможность предоставления хозяйствующими субъектами услуги по длительному хранению зерна), географические границы товарного рынка (26 муниципальных районов Ставропольского края с учетом сложившихся хозяйственных связей, минимализации транспортных расходов и легкости доступа к услуге), установлен состав хозяйствующих субъектов (владельцы хранилищ с элеваторным оборудованием), произведен расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. При этом антимонопольный орган руководствовался данными хозяйствующих субъектов, сведениями Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, государственного учреждения «Ставропольский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр». Довод заявителей о неверном определении географических границ товарного рынка обоснованно отклонен судом, поскольку управлением использованы выборочный опрос покупателей услуги (наиболее крупным сельхозпроизводителям зерна Ставропольского края направлялись анкеты с перечнем вопросов: о местах хранения произведенного зерна, о ценах на услугу хранения, о транспортных расходах на перемещение зерна к месту хранения) и метод экспертных оценок. Такая методика согласуется с пунктом 5 Порядка. Обоснован вывод суда о том, что рассматриваемый вид услуг по своему функциональному назначению не имеет заменителей ни по способу, ни по предложению, ни по цели потребления. Так, в соответствии с Общероссийским классификатором данный вид услуг представляет самостоятельную группировку – 63.12.3, которая включает услуги по приемке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерна. Хозяйствующие субъекты, не осуществляющие хранение зерна, имеют другие коды видов экономической деятельности и не имеют доходов от этого вида услуг. Они не могут предоставить услуги, которые были бы взаимозаменяемы с услугами элеваторов или иных, имеющих элеваторное оборудование предприятий. В короткие сроки и без дополнительных издержек перевод иных складских помещений на предоставление услуг по хранению зерна невозможен. При невозможности быстрого переоборудования складов, амбаров и токов, а также быстрой реализации зерна, сельхозтоваропроизводители отправляют зерно на длительное хранение на элеваторы. Взаимозаменяемость товара (услуги) является критерием определения продуктовых границ. Таким образом, довод заявителя о неправильном определении данного показателя правомерно отклонен. Апелляционный суд соглашается с выводом оспариваемого решения о правомерности исключения из анализа объемов собственных складских помещений, используемых предприятиями для хранения своего зерна, поскольку по смыслу Закона о защите конкуренции товарный рынок образуют только те товары (работы, услуги), которые один хозяйствующий субъект оказывает другому хозяйствующему субъекту на возмездной основе. Довод заявителей о занижении количественного состава хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по хранению зерна, не нашли подтверждения как в ходе проведенной управлением проверки, так и в материалах дела. Заявителями не опровергнуты выводы аналитического отчета о том, что из указанных заявителями в качестве хозяйствующих субъектов 65 предприятий, 10 не существует, 17 являются точками отгрузки без элеваторного оборудования и не занимаются хранением зерна на возмездной основе и только 38 соответствуют статусу хозяйствующего субъекта. В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ лицо, участвующее в деле обязано доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений); по делам об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия указанного акта закону возлагается на орган, принявший этот акт. Толкование названных правовых норм во взаимосвязи приводит к заключению о том, что бремя доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов распределено следующим образом: заявитель доказывает свои возражения в отношении законности оспариваемого акта; государственный орган доказывает обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта. Доводы заявителей основаны на предположениях и догадках и не подтверждены какими-либо объективными доказательствами, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии оснований для принятия управлением оспариваемого приказа. В этой связи апелляционный суд считает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства заявителей о назначении по делу финансово-экономической экспертизы, т.к. по смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ таковая может быть назначена для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а также, если ее назначение: предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы. Оценку аналитического отчета судебным экспертом в отсутствие объективных материальных доказательств противоречивости выводов отчета апелляционный суд не считает необходимой. При этом апелляционный суд отклоняет мотивировку решения суда первой инстанции о невозможности проведения экспертизы в принципе в виду содержащихся в аналитическом отчете сведений коммерческой тайны. Утверждение заявителей о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права в части ведения протокола судебного заседания также опровергаются материалами дела, т.к. представленные заявителями с пропуском установленного частью 6 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А20-3206/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|