Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу n А32-23367/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                            дело № А32-23367/2014

27 августа 2015 года                                                          15АП-11566/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ломидзе О.Г.,

судей  Галова В.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кореновского городского поселения Кореновского района

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2015 по делу № А32-23367/2014 (судья Данько М. М.)

по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Кореновская центральная районная больница»,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Краснодарскому краю)

при участии третьих лиц - администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, администрации муниципального образования Кореновский район,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  23:12:0601038:263 по состоянию на 01.01.2011,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Кореновская центральная районная больница» (далее – истец, больница) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ответчик, орган кадастрового учета) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601038:263 площадью 76140 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Павлова, 19 в размере рыночной стоимости 60 440 839 рублей в соответствии с отчетом о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года и об обязании филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в течение 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:50 в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости с 01.01.2011.

Требования мотивированы тем, что рыночная стоимость участка значительно ниже установленной способом массовой оценки кадастровой стоимости. Законом истцу предоставлено право на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Размер кадастровой стоимости земельного участка является для истца существенным обстоятельством, поскольку от него выполняется расчет уплачиваемого налога на землю.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации Кореновского городского поселения Кореновского района (далее – администрация поселения).

Решением арбитражного суда от 13.04.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601038:263 площадью 76140 кв. м, имеющего адрес: РФ, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Павлова, 19 в размере его рыночной стоимости 60 440 839 рублей, установленной на 01.01.2011, суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, г. Краснодар внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601038:263 площадью 76140 кв. м, имеющего адрес: РФ, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Павлова, 19 в размере его рыночной стоимости 60 440 839 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована следующими доводами. Истец не обосновал нарушение своих прав, не представлены доказательства того, что истец является правообладателем спорного земельного участка, нарушений при кадастровой оценке земель не допущено. Администрация полагает, что истец должен был оспорить результаты оценки в случае несогласия в комиссии.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции 05 августа 2015 года возражал доводам жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что на земельном участке расположен объект недвижимости – больница, представлено свидетельство 23-АН №591705 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

На вопрос суда представитель истца пояснил, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, обратились сразу в суд, в комиссию предварительно не обращались.

Определением от 05 августа 2015 года апелляционный суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию муниципального образования Кореновский район (далее – администрация района). Рассмотрение апелляционной жалобы отложено, истцу и администрации района предложено дать пояснения.

Во исполнение определения суда от истца и от администрации района поступили пояснения.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация района сослалась на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возражений по существу заявленных требований не высказала.    

 В судебное заседание 26 августа 2015 года лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, письменные пояснения участвующих в деле лиц, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601038:263, площадью 76140 кв. м категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для размещения административных и лечебных корпусов», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Павлова, 19, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУЗ «Кореновская ЦРБ».

Соответствующий земельный участок относится к землям населенных пунктов.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 24.03.2014 № 2343/12/14-235388, выданного ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601038:263 составляет 297 791 15 руб. – л.д. 22 том 1.

Легитимация больницы как правообладателя земельного участка подтверждена сведениями из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.22), государственным актом от 18.03.1996 (л.д.14), свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2015 (копия представлена в суд апелляционной инстанции).

Из выписки от 10.08.2015 следует, что правообладателем земельного участка является муниципальное образование Кореновский район.

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как правообладателя земельного участка, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пунктам 2, 4, 5, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 №346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суде. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 №913/11, пункт 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Истец в подтверждение разницы величины кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной, представил отчет ООО «НЭО» об оценке № 39 (л.д. 93-183, т. 1). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601038:263, площадью 76140 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Павлова, 19, по состоянию на 01.01.2011 составила 60 440 839 - л.д. 94, 143 том 1.

Оценщиком обоснован выбор подхода к оценке земельного участка (сравнительный подход метод сравнения продаж), подобрано достаточное количество объектов-аналогов (л.д. 134 том 1), раскрыты источники информации, обоснована и осуществлена корректировка с учетом отличий подобранных аналогов.

В подтверждение достоверности отчета представлено экспертное заключение № 1872/2014-2 Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», которым подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства (л.д. 99, 184, т.1).

В заключении указано, что объект экспертизы отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Согласно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу n А53-7508/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также