Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А32-5051/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-5051/2014

19 августа 2015 года                                                                          15АП-12321/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Даниловым Е.С.

при участии:

от истца: не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика:  директор  ООО «Кубанка» Мусаев Юсиф Борисович, лично;

Константинов Михаил Семенович по доверенности № 17 от  04.08.2015;

от третьих лиц: от ООО «Аптеки Кубани» – Гонтарь Наталья Владимировна по доверенности №132 от 01.06.2015;

остальные третьи лица не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

 от 28.05.2015 по делу № А32-5051/2014

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «КУБАНКА»

(ИНН 2310040487,ОГРН 1022301612190)

при участии третьих лиц: Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования;

Администрации муниципального образования город Краснодар;

общества с ограниченной ответственностью «Аптеки Кубани»

об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании права собственности отсутствующим и признании права собственности,

принятое в составе судьи Шепель А.А.

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО «КУБАНКА», г. Краснодар, в котором просит суд:

- истребовать из чужого незаконного владения ООО «КУБАНКА» нежилые помещения №№ 10, 11, 16, 17, 24, литер под/А аптеки № 15, общей площадью 89,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 172;

- признать отсутствующим право собственности ООО «КУБАНКА» на нежилые помещения №№ 10, 11, 16, 17, 24, литер под/А аптеки № 15, общей площадью 89,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 172;

- признать право собственности Российской Федерации на нежилые помещения №№ 10, 11, 16, 17, 24, литер под/А аптеки № 15, общей площадью 89,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 172.

К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Аптеки Кубани», Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования; Администрация муниципального образования город Краснодар.

Требования мотивированы тем, что спорные помещения были незаконно отчуждены ответчику по сделке признанной недействительной, помещения имеют статус объекта гражданской обороны, относится к федеральному уровню собственности, получены ответчиком на основании  порочной сделки. ТУ ФАУГИ как представитель собственника вправе истребовать у ответчика незаконно полученные спорные помещения.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от  28 мая 2015 г. в иске отказано. Суд сослался на акты проверки и содержания защитного сооружения гражданской обороны от 27.02.2013,  и о снятии с учета защитного сооружения, поскольку убежище не соответствует нормам проектирования и не оборудовано вентиляцией, несущие стены на способны обеспечить защиту от ударной волны, отсутствует герметичные двери, в связи с чем, в иске отказал.

С апелляционной жалобой на решение суда обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, указав в жалобе следующие доводы.

Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) № 45 ЦАО убежище по адресу: г.Краснодар, ул.Красная,172 имеет класс защиты 5,В соответствии с пунктом 2 раздела Ш (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.2991  № 3020-1 защитные сооружения, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Добросовестное поведение в смысле статьи 302 ГК РФ возможно только тогда, кода имущество приобретено у собственника, а не у лица, не имеющего права им распоряжаться, в таком случае права собственника подлежат защите  иском о возврате имущества из незаконного владения (виндикация). Территориальное управление просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.

Заявитель жалобы, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования, Администрация муниципального образования город Краснодар явку представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    В отзыве на апелляционную жалобу  ООО «КУБАНКА» указало том, что  в мае 2014 все помещения здания литер А,под/А по адресу: г.Краснодар, ул. Красная 172 сняты с учета как объекты гражданской обороны, Территориальным управлением пропущен срок исковой давности для виндикации имущества.

На вопрос суда апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что о применении сроков исковой давности в суде первой инстанции не заявлено.

Третье лицо- ООО «Аптеки Кубани» указало, что спорные помещения до 2010 г.находились в муниципальной собственности, в нем располагались ранее и в настоящее время Аптека № 15 (1 этаж), а подвальные помещения использовались как складские. В мае 2014 г. все помещения здания литер А, под/А, по адресу: г.Краснодар, ул.Красная,172,  в том числе и спорные, сняты с учета как объекты гражданской обороны. Вследствие этого  в настоящее время отнесение  спорных помещений к федеральной собственности, как защитных сооружений, предназначенных для использования в особый период отсутствует. Оснований к отмене решения суда не имеется.

     Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба  не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1, решением малого Совета  Краснодарского краевого совета народных депутатов № 338 от 28.09.1992  утвержден перечень имущества передаваемого в муниципальную собственность г.Краснодара, в которой включен, в том числе и жилой дом № 172 по ул.Красной в г.Краснодаре.

Функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере осуществляет федеральный орган исполнительной власти - МЧС России (пункт 1 и подпункт 10 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868).

После поступления жилого дома в муниципальную собственность в 1995 году главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю и управлением МЧС России по городу Краснодару была проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, по результатам которой в отношении подвальных помещений дома № 172 по ул.Красной  в г. Краснодаре был оформлен паспорт ЗС ГО, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 172 и присвоен инвентарный № 23-237. Сведения о ЗС ГО были внесены в журнал учёта ЗС ГО, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, управления МЧС России по городу Краснодару.

В 2004 году, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате передачи части полномочий по решению вопросов ГО ЧС на органы местного самоуправления, управление МЧС России по городу Краснодару передало часть документации, в том числе: сведения о наличии ЗС ГО, паспорта убежищ и поэтажные планы с экспликациями помещений управлению силами городского звена РСЧС и ГО.

В рамках дела № А32-15629/2013 установлено, что  часть помещений убежища находятся в хозяйственном ведении МУП «Универсальный оптово-розничный непродовольственный рынок «Первомайский» и по договору  от 23.10.2006 № 2 в пользовании ООО «КУБАНКА».

21.06.2010г. между МУП «Краснодарское аптечное управление» (правопредшественник ООО «Аптеки Кубани») и ООО «КУБАНКА» был заключен договор № 01 купли-продажи муниципального имущества  МО г. Краснодар: нежилых помещений №№ 10, 11, 16, 17, 24 литер под/А аптеки № 15, общей площадью 89,7кв.м., расположенных по адресу: г.Краснодар, ул. Красная, 172.

Спорное имущество было реализовано покупателю в порядке преимущественного права на выкуп арендованного имущества, в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-15629/2013 от 28.01.2014г. признан недействительным (ничтожным) заключенный между Муниципальным унитарным предприятием «Краснодарское аптечное управление" и ООО «КУБАНКА» договор купли-продажи № 1 от 21.06.2010г, поскольку помещения переданные по договору купли-продажи № 01 являются частью убежища (противорадиационного укрытия).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, даже в том случае, если они не отнесены к разделу III приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». (далее - постановление N 3020-1).

Такие защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 в любом случае продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке.

Такой порядок определен в настоящее время частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.

Территориальное управление, ссылаясь на принятый судебный акт по делу №А32-15629/2013 заявило о виндикации у ООО «КУБАНКА»,приобретенных по недействительной сделке помещений №№ 10, 11, 16, 17, 24 литер под/А аптеки № 15, общей площадью 89,7кв.м., расположенных по адресу: г.Краснодар, ул. Красная, 172.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, части 1 статьи 4 Кодекса целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.

Судом установлено, что в 2008 представителями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, МЧС России по Краснодарскому краю и Администрацией Краснодарского края составлен Перечень противорадиационных укрытий (убежищ 5 класса), находящихся на территории Краснодарского края, по результатам проведенной инвентаризации безосновательно поставленных на учет, не соответствующих нормам ИТМ и требующих списания (перевода в разряд подвальных помещений), утвержденный Губернатором Краснодарского края. В указанном перечне отражены помещения по ул.Красной 72 в г.Краснодаре.  площадью 280 кв.м.

Согласно письма ТУ ФАУГИ от 04.12.2012 г. № 04-09/15726  по состоянию на 24.12.2012 г. сведения об объекте недвижимого имущества (бомбоубежище), расположенном по адресу ул.Красная,172 отсутствует.

Указанные документы неоспоримо свидетельствуют о том, что собственник спорных объектов в лице законного представителя Территориального управления подтвердил  необоснованность  определения подвальных помещений жилого дома по ул.Красной № 172 в г. Краснодаре в качестве защитных сооружений гражданской обороны. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А53-11414/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также