Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А53-23580/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-23580/2014

17 августа 2015 года                                                                          15АП-3045/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Николаева Д.В.,

судей Д.В. Емельянова, А.Н. Стрекачёва

при ведении протокола судебного заседания секретарем Костенко М.А.

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области: представитель Каменев Н.Г. по доверенности от 13.01.2015,

от ООО "Ростгортоп": представитель Блинов А.С. по доверенности от 17.09.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2015 по делу № А53-23580/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростгортоп"

ИНН 6163129932, ОГРН 1136195005132 к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области о признании незаконным решения и требования, принятое в составе судьи Воловой Н.И.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ростгортоп» (далее также - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС №25 по Ростовской области (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.06.2014 № 22143 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отмене требования № 1988 от 08.09.2014.

Решением суда от 16.01.2015 признано не соответствующим Налоговому кодексу РФ решение Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области от 27.06.2014 № 22143 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным в части доначисления земельного налога в сумме 2 066 280 руб., соответствующей пени и штрафа по земельному налогу в сумме 206 628 руб. Признано не соответствующим Налоговому кодексу РФ требование Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области от 08.09.2014 № 1988 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов незаконным в части земельного налога в сумме 2 066 280 руб., соответствующей пени и штрафа по земельному налогу в сумме 206 628 руб. В остальной части заявленных требований отказано. Суд отменил обеспечительную меру, принятую судом определением от 24.09.2014 в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области № 22143 от 27.06.2014 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в заявленных требований. Взыскана с Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ростгортоп», ИНН 6163129932, ОГРН 1136195005132 государственная пошлина в сумме 4 000 руб.

Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.

В судебном заседании представитель ООО "Ростгортоп" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного отзыва на апелляционную жалобу налогового органа.

Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить дополнительный отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.

Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.

Представитель ООО "Ростгортоп" поддержал доводы, изложенные в дополнительном отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2015 г. по делу № А53-19504/2014, рассмотренному при схожих фактических обстоятельствах.

Лица, участвующие в деле, пояснили, что не возражают против рассмотрения апелляционной жалобы в данном судебном заседании.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу и дополнения к отзыву на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной обществом 27.01.2014, в ходе которой выявлено занижение налоговой базы.

По результатам камеральной проверки составлен акт №10/1836 от 15.05.2014, в котором установлена неуплата (неполная уплата) земельного налога в сумме 2 479 634 руб. в связи с неправомерным применением по четырем земельным участкам в качестве налоговой базы кадастровой стоимости участков в размере, равном рыночной, установленной  решением  Арбитражного  суда Ростовской  области,   вступившим  в законную силу в течение налогового периода; предложено начислить пени в соответствии со ст. 75 НК РФ и привлечь к ответственности согласно п.1 ст. 122 НК РФ.

Акт камеральной проверки №10/1836 от 15.05.2014 получен представителем налогоплательщика по доверенности 15.05.2014 Михайличенко Т.М. Извещение о дате (19.06.2014), времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки №08­21/16614-10 от 26.05.2014 вручено 27.05.2014 представителю организации по доверенности.

Налогоплательщик воспользовался правом, предоставленным п.п. 7 п.1 ст.21, п. 6 ст. 100 НК РФ, и представил возражения по акту камеральной налоговой проверки, в которых сообщал, что при расчете земельного налога применял кадастровую стоимость земельных участков в размере равном рыночной, установленной судом.

Рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось 19.06.2014 в присутствии представителей организации (протокол №05-05/177 от 19.06.2014).

По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение № 22143 от 27.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, плательщику доначислен налог в сумме 2 479 634 руб., пени в размере 93 420,21 руб., штрафные санкции согласно ст. 122 НК РФ были уменьшены на 50% с учетом смягчающих обстоятельств и составили 247 963 руб. Решение вручено представителю общества по доверенности Михайличенко Т.М. 30.06.2014.

Общество, не согласившись с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и в соответствии с правом, предоставленным п.12 ст. 21, ст. 137 НК РФ, в порядке определенном статьями 138, 139.1 НК РФ, направило апелляционную жалобу.

Решением Управления ФНС России по Ростовской области № 15-15/1975 от 01.09.2014 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №25 по Ростовской области оставлено без изменения.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 25 по Ростовской области 08.09.2014 обществу было выставлено требование № 1988 об уплате сумм налога, штрафа и пени, указанных в оспариваемом решении.

Считая решение инспекции № 22143 от 27.06.2014 в части доначисления земельного налога и взыскания пени незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).

В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу статьи 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.

Редакция данной статьи, действующая в период проведения кадастровой оценки, применяемой в Ростовской области с 2009 года, определяла, что Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок был утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее Порядок, Постановление №316).

Согласно п. 5 данного Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Пункт 11 Порядка определяет, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которая применяется в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 №39 «Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов».

Согласно п. 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области». Данное постановление вступило в силу с 01.01.2009 года.

Пункт 3 ст. 66 НК РФ определяет, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).

Законом № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» включена глава III. 1 «Государственная кадастровая оценка».

Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений данной статьи, оценщики определяют рыночную стоимость земельных участков на дату проведения кадастровой оценки, то есть в тех же экономических условиях, однако, это не означает, что вновь установленная рыночная стоимость должна применяться с означенной даты.

В соответствии со ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 определено, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. При этом, сами по себе достоверность кадастровой стоимости участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

По правилам ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В силу ч. 5 ст. 4 Закона № 221 -ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС №913/11 и в соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А53-7448/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также