Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу n А32-8977/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-8977/2015

15 августа 2015 года                                                                          15АП-12121/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ломидзе О.Г.,

судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.А.,

при участии:

от ответчика: представителя Привалова Д.А. по доверенности от 10.02.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 по делу № А32-8977/2015 (судья Данько М.М.) по иску администрации муниципального образования Динской район к КФХ Фалчари Юрия Маисовича при участии третьего лица департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании договоров аренды земельных участков недействительными,

установил:

администрация муниципального образования Динской район (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском  к Фалчари Юрию Маисовичу (далее – ответчик) с иском, в котором просит признать недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, заключенные администрацией муниципального образования Динской район и КФХ Фалчари Ю.М.:

?      договор  аренды  от  18.06.2014  №  8807000391  земельного  участка  с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12;

?      договор аренды от 22.04.2014 № 8807000383 земельного участка с кадастровым номером 23:07:04020001:85  площадью 424657 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12;

?      применить последствия недействительности указанных выше  ничтожных сделок, определив конкретные меры для этого: крестьянскому  (фермерскому) хозяйству  Фалчари Юрию Маисовичу  в  течение  месяца  с  даты  вступления в законную силу решения суда передать (вернуть) администрации муниципального образования Динской район земельные  участки  с  кадастровыми  номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85.

Исковые требования мотивированы тем, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18, на который  зарегистрировано  право  собственности  Краснодарского  края,  без разрешения собственника о его разделе. Администрация распорядилась участками в отсутствие полномочий.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 в удовлетворении иска отказано.

Суд указал, что по общему правилу, установленному п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника  возникает  право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ).  Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями  могут  быть  также  лица,  управомоченные  законом  или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ).  Статьей 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края»  перечислены государственные полномочия по распоряжению земельными участками, которыми наделены органы местного самоуправления  соответствующих муниципальных образований, среди которых –  принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке,  установленном федеральным  законодательством; заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением.

При  указанных  обстоятельствах  договоры  подписаны  администрацией  в

пределах предоставленных ей собственником земельных участков полномочий.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», общей площадью 4899641 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, является государственной собственностью Краснодарского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2006 серия 23-АА 3 765455. В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.08.2013 №1429 из участка с кадастровым номером 23:07:0402001:18 путем раздела были образованы иные земельные участки.  Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18 сохранился в измененных границах. Площадь земельного участка после образования их него иных земельных участков составила 2557488 кв.м.  Участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв.м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м в списке образованных земельных участков не имеется. Данные земельные участки были образованы в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельным участками, находящимися в государственной собственности Краснодарская края». То есть земельные участки кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв.м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м не были сформированы, муниципальному образованию Динской район не передавались. На земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85 право госсобственности Краснодарского края не зарегистрировано. С учетом изложенного, обозначенные земельные участки из земель сельхозназначения были предоставлены в аренду ответчику неправомерно.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения. Полагает, что договоры подписаны администрацией в пределах предоставленных администрации собственником земельных участков полномочий.

Департамент (третье лицо) в отзыве просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, поддержал доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва. Пояснил, что земельные участки обрабатываются ответчиком, в настоящее время засеяны.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации МО Динской район от 16.06.2014 № 753 (л.д. 11) и  от  21.04.2014  № 498 (л.д. 18) Администрацией  муниципального  образования Динской район (арендодатель) и Фалчари Ю.М. (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения:

?      договор аренды от 18.06.2014  № 8807000391, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить в аренду сроком на 20  лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 7-10),

?      договор  аренды  от  22.04.2014  №  8807000387,  по  условиям  которого арендодатель  обязуется  предоставить  в  аренду  сроком  на  20  лет,  а  арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:85 площадью 424657 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 14-17).

Аренда в отношении указанных земельных участков зарегистрирована в установленном порядке – выписки, л.д. 29-30, 31-32.

Как следует из представленных в дело кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:0402001:85, земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:070402001:18 зарегистрировано за Краснодарским краем – л.д. 56.

Согласно акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 21.07.2009 департамент имущественных отношений Краснодарского края в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» передал администрации земельные участки согласно приложению. В Приложении поименован земельный участок кадастровым номером 23:070402001:18 – л.д. 63.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Администрация района, заключившая договоры аренды и предоставившая земельные участки сельхозпроизводителю, оспаривает эти договоры по тому основанию, что она нарушила требования действующего законодательства, а именно Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как право собственности Краснодарского края на предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельные участки не зарегистрировано, по акту приема-передачи данные участки администрации района краем не переданы, распоряжаться она ими не могла. Поэтому предоставившая участки сельхозпроизводителю (который по пояснениям представителя ответчика участки обработал и засеял) администрация теперь желает эти участки отобрать в порядке применения последствий ничтожных по ее мнению сделок.

Данный довод (нарушение самой администрации законодательства) является единственным, по которому администрация оспаривает заключенные сделки, поэтому апелляционный суд, как и суд первой инстанции, исходит из того, что никаких иных пороков в порядке заключения не имеется.

Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает законного интереса, который был бы защищен удовлетворением рассматриваемого иска и апелляционной жалобы.

Действующее в рассматриваемый период земельное законодательство закрепляло специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Закона о фермерском хозяйстве) был предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Согласно положениям ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве на основании полученного заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности уполномоченный орган утверждал и выдавал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивал за свой счет выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принималось решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.

Действовавшее в рассматриваемый период Постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 № 220 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок) предусматривало предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов.

Согласно пункту 3.2 Порядка  орган местного самоуправления в месячный срок на основании обращения департамента либо заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утверждает

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу n А32-20776/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также