Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу n А32-8977/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-8977/2015 15 августа 2015 года 15АП-12121/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ломидзе О.Г., судей Галова В.В., Малыхиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.А., при участии: от ответчика: представителя Привалова Д.А. по доверенности от 10.02.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 по делу № А32-8977/2015 (судья Данько М.М.) по иску администрации муниципального образования Динской район к КФХ Фалчари Юрия Маисовича при участии третьего лица департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании договоров аренды земельных участков недействительными, установил: администрация муниципального образования Динской район (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Фалчари Юрию Маисовичу (далее – ответчик) с иском, в котором просит признать недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, заключенные администрацией муниципального образования Динской район и КФХ Фалчари Ю.М.: ? договор аренды от 18.06.2014 № 8807000391 земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12; ? договор аренды от 22.04.2014 № 8807000383 земельного участка с кадастровым номером 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12; ? применить последствия недействительности указанных выше ничтожных сделок, определив конкретные меры для этого: крестьянскому (фермерскому) хозяйству Фалчари Юрию Маисовичу в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда передать (вернуть) администрации муниципального образования Динской район земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85. Исковые требования мотивированы тем, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края, без разрешения собственника о его разделе. Администрация распорядилась участками в отсутствие полномочий. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что по общему правилу, установленному п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ). Статьей 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края» перечислены государственные полномочия по распоряжению земельными участками, которыми наделены органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, среди которых – принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном федеральным законодательством; заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением. При указанных обстоятельствах договоры подписаны администрацией в пределах предоставленных ей собственником земельных участков полномочий. Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», общей площадью 4899641 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, является государственной собственностью Краснодарского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2006 серия 23-АА 3 765455. В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.08.2013 №1429 из участка с кадастровым номером 23:07:0402001:18 путем раздела были образованы иные земельные участки. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18 сохранился в измененных границах. Площадь земельного участка после образования их него иных земельных участков составила 2557488 кв.м. Участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв.м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м в списке образованных земельных участков не имеется. Данные земельные участки были образованы в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельным участками, находящимися в государственной собственности Краснодарская края». То есть земельные участки кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв.м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м не были сформированы, муниципальному образованию Динской район не передавались. На земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85 право госсобственности Краснодарского края не зарегистрировано. С учетом изложенного, обозначенные земельные участки из земель сельхозназначения были предоставлены в аренду ответчику неправомерно. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения. Полагает, что договоры подписаны администрацией в пределах предоставленных администрации собственником земельных участков полномочий. Департамент (третье лицо) в отзыве просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, поддержал доводы апелляционной жалобы. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва. Пояснил, что земельные участки обрабатываются ответчиком, в настоящее время засеяны. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации МО Динской район от 16.06.2014 № 753 (л.д. 11) и от 21.04.2014 № 498 (л.д. 18) Администрацией муниципального образования Динской район (арендодатель) и Фалчари Ю.М. (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения: ? договор аренды от 18.06.2014 № 8807000391, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить в аренду сроком на 20 лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 7-10), ? договор аренды от 22.04.2014 № 8807000387, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить в аренду сроком на 20 лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:85 площадью 424657 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма «Луч», участок № 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 14-17). Аренда в отношении указанных земельных участков зарегистрирована в установленном порядке – выписки, л.д. 29-30, 31-32. Как следует из представленных в дело кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:0402001:85, земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:070402001:18 зарегистрировано за Краснодарским краем – л.д. 56. Согласно акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 21.07.2009 департамент имущественных отношений Краснодарского края в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» передал администрации земельные участки согласно приложению. В Приложении поименован земельный участок кадастровым номером 23:070402001:18 – л.д. 63. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. Администрация района, заключившая договоры аренды и предоставившая земельные участки сельхозпроизводителю, оспаривает эти договоры по тому основанию, что она нарушила требования действующего законодательства, а именно Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как право собственности Краснодарского края на предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельные участки не зарегистрировано, по акту приема-передачи данные участки администрации района краем не переданы, распоряжаться она ими не могла. Поэтому предоставившая участки сельхозпроизводителю (который по пояснениям представителя ответчика участки обработал и засеял) администрация теперь желает эти участки отобрать в порядке применения последствий ничтожных по ее мнению сделок. Данный довод (нарушение самой администрации законодательства) является единственным, по которому администрация оспаривает заключенные сделки, поэтому апелляционный суд, как и суд первой инстанции, исходит из того, что никаких иных пороков в порядке заключения не имеется. Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает законного интереса, который был бы защищен удовлетворением рассматриваемого иска и апелляционной жалобы. Действующее в рассматриваемый период земельное законодательство закрепляло специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Закона о фермерском хозяйстве) был предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Согласно положениям ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве на основании полученного заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности уполномоченный орган утверждал и выдавал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивал за свой счет выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принималось решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю. Действовавшее в рассматриваемый период Постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 № 220 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок) предусматривало предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов. Согласно пункту 3.2 Порядка орган местного самоуправления в месячный срок на основании обращения департамента либо заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утверждает Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу n А32-20776/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|