Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А32-24561/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-24561/2014

14 августа 2015 года                                                                          15АП-11800/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барановой Ю.И.,

судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Айдинян Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

муниципального казённого учреждения города Сочи «Управление капитального строительства» и администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 05.06.2015 по делу № А32-24561/2014 по иску муниципального казённого учреждения города Сочи «Управление капитального строительства» к обществу с ограниченной ответственностью  «ГРАД 23» при участии третьего лица - администрации города Сочи о взыскании неустойки, принятое в составе судьи Тамахина А.В.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казённое учреждение города Сочи «Управление капитального строительства» (далее - истец) обратилось Арбитражный суд Краснодарского края к ООО «Град-23» (далее- ответчик) о взыскании неустойки в размере 21 539 руб. 41 коп.

В качестве третьего лица в деле участвует администрация г. Сочи.

Исковые требования основаны на нормах статьей 708, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением обществом принятых на себя обязательств по выполнению работ в сроки, предусмотренные в контракте.

Решением суда от 05.06.2015 в иске отказано. Суд констатировал отсутствие вины подрядчика в нарушении сроков выполнения работ, указал о необходимости предоставления исходных данных, необходимых для выполнения работ по контракту, ввиду чего ответчик не мог приступить к выполнению работ до получения необходимых данных, о чем проинформировал заказчика письмом от 07.02.2013 №0207/1 вх. 465/22-01-13. Истцом не представлено каких-либо документальных доказательств исполнения своих встречных обязательств по спорному контракту.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец и третье лицо обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявители указал на незаконность решения, просили отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявители настаивают на нарушении подрядчиком сроков выполнения работ и применении договорной ответственности в виде взыскания пени.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05 февраля 2014 года между МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (именуемое в дальнейшем - муниципальный заказчик) и ООО «Град 23» (именуемое в дальнейшем - проектировщик) был заключен муниципальный контракт № 02 с победителем по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, зафиксированных протоколом от «23» января 2014 года № ЭА/0118300018713001448/2 по условиям которого, проектировщик обязуется в соответствии с настоящим контрактом и заданием на проектирование (Приложение № 1), а также иными условиями контракта и нормами действующего законодательства Российской Федерации, произвести выполнение проектно-изыскательских работ по корректировке проекта по объекту: «Реконструкция спортивного зала муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 5 по ул. Возрождения, 21 Хостинского района города Сочи (включая проектно-изыскательские работы)» (далее - объект), а муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить результаты работ - проектно-сметную документацию (далее - проектно - сметная документация или результаты работ) (Выполнение проектно - изыскательских работ по указанным объектам, именуется в дальнейшем по тексту контракта- работы).

Согласно п. 2.1 муниципального контракта стоимость работ выполняемых проектировщиком по настоящему контракту определяется на основании протокола соглашения о твердой цене контракта (Приложение № 3), которая является твердой, и составляет 979 063,80 (Девятьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят три рубля 80 копеек), без НДС (далее - цена контракта). Финансирование работ по настоящему контракту производится в соответствии с графиком финансирования (Приложение № 6).

План финансирования на 2013 год составляет 979 063,80 (Девятьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят три рубля 80 копеек) рублей, из них средства: бюджета города Сочи 2014 года- 979 063,80 (Девятьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят три рубля 80 копеек) рублей. Сторонами ежегодно заключаются дополнительные соглашения к настоящему контракту, в которых отражаются доведенные до муниципального заказчика лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год и утверждается график финансирования, который является приложением к настоящему контракту.

Срок сдачи окончательных результатов работ по настоящему контракту устанавливается в соответствии с календарным графиком (Приложение № 2) (п. 3.1 муниципального контракта).

Согласно п. 4.1.3 муниципальный заказчик обязуется оказывать содействие проектировщику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Проектировщик незамедлительно в письменной форме обязуется уведомить муниципального заказчика в случае приостановки работ по любой причине. Заблаговременно в письменной форме уведомить муниципального заказчика о возможности наступления события, препятствующего выполнению работ в соответствии с условиями контракта (п. 4.2.13, п. 4.2.14 муниципального контракта).

Согласно п. 4.2.17 муниципального контракта проектировщик обязуется немедленно известить муниципального заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для муниципального заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;

- иных, независящих от проектировщика обстоятельств, угрожающих годности результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.

В пункте 5.3 муниципального контракта стороны согласовали, что в случае невыполнения проектировщиком обязательств по настоящему контракту, в установленные контрактом сроки, муниципальный заказчик вправе требовать уплату неустойки. Неустойка исчисляется за каждый день просрочки выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока выполнения таких обязательств. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего контракта, установленной пунктом 2.1. контракта. При этом проектировщик обязан письменно проинформировать муниципального заказчика о дате возобновления выполнения работ и вправе возобновить выполнение работ только после получения соответствующего письменного разрешения муниципального заказчика.

Согласно графику выполнения работ, первый этап должен быть сдан через 30 календарных дней с момента подписания муниципального контракта, второй этап - с даты завершения первого через 60 календарных дней с момента получения проектной документации.

Поскольку работа проектировщиком выполнялась с нарушением установленных графиком сроков муниципальный заказчик 17.04.2014 за исх. № 1213/22-01-13 направил проектировщику уведомление о расторжении муниципального контракта № 02 от 05.02.2014.

В связи с нарушением проектировщиком сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту № 02 от 05.02.2014 муниципальным заказчиком в адрес проектировщика была направлена претензия от 16.04.2014 за исх. № 1194/22-01-13 с требованием оплатить неустойку в размере 21 539 руб. 41 коп.

Поскольку неустойка за нарушение сроков выполнения работ в размере 21 539 руб. 41 коп. не оплачена ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Спорные правоотношения являются правоотношениями подряда для муниципальных нужд, которые регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

В силу статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно части 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 11 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ в случае просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Стороны при заключении спорного муниципального контракта пришли к соглашению по всем существенным условиям Договора Подряда, включая и по срокам выполнения работ установив их календарным графиком (приложение № 2), в соответствии с которым проектировщик должно представить результат работ в следующие сроки:

- 1 этап

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А53-2449/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также