Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А53-32751/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-32751/2014

05 августа 2015 года                                                                          15АП-9669/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Соловьевой М.В.,

судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

при участии:

от ООО "Альнилам": Векленко М.Г., паспорт, по доверенности от 02.02.2015; Кузьмина А.В., паспорт, по доверенности от 05.03.2015;

от Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону: Селиванова К.В., удостоверение № 177, по доверенности от 06.04.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2015 по делу № А53-32751/2014, принятое судьей Дмитриевым М.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альнилам" к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства, об обязании,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее – Департамент)о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, выраженного в письме от 21.10.2014 № 59-34-3/980 в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства -специализированного образовательного учреждения - центра внешкольного образования с санаторным содержанием детей-инвалидов в городе Ростове-на-Дону по улице Орская, между ДНТ «Гарантия» и ДНТ Ростовское, об обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону выполнить мероприятия по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта - специализированного образовательного учреждения - центра внешкольного образования с санаторным содержанием детей-инвалидов в городе Ростове-на-Дону по улице Орская, между ДНТ «Гарантия» и ДНТ Ростовское. В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, дополнив требованием об осуществлении информирования населения о предполагаемом предоставлении земельного участка по указанному адресу. Уточнения судом приняты.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2012 заявленные требования удовлетворены, с Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в пользу заявителя взыскано 7 000 рублей в счёт возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что отказ Департамента,  выраженный в письме от 21.10.2014 № 59-34-3/980, сделан без учета процедуры, предусмотренной статьями 30,31 Земельного кодекса РФ, а также без учета принципа, закрепленного в подпункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, что противоречит земельному законодательству. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что согласно  информационной системы градостроительной деятельности Департамента запрашиваемый земельный участок находится в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки первого типа (ОЖ-1), при этом размещение спорного объекта отнесено к зоне размещения объекта социальной сферы (ОС-1) в соответствии со ст. 38 правил землепользования и застройки, в связи, с чем строительство указанного объекта на испрашиваемом земельном участке невозможно. Рассмотрев вопрос о возможности строительства на испрашиваемом обществом земельном участке Администрацией города Ростова-на-Дону во исполнение решения Ростовской-на-Дону городской Думы пятого созыва от 13.06.2012 № 285 «О мерах, принимаемых Администрацией города по создания и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) на территории города» принято решение о строительстве многоуровневой автостоянки. Градостроительным регламентом территориальной зоны ОЖ-1 размещение многоуровневых одно- (многоуровневых) подземно-наземных автостоянок предусмотрено основным видом разрешенного использования. Также Департамент в жалобе указал на то, что в случае если на спорный земельный участок претендуют несколько лиц, то право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги, в целях  сочетания интересов общества и конкретных граждан. Кроме того согласно письма Министерства общего образования и профессионального образования Ростовской области за исх. № 24/3.2-6692 от 17.12.2014, в Ростовской области в полной мере созданы все условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, строительство центра внешкольного образования с санаторным содержанием детей-инвалидов в г. Ростове-на-Дону является нецелесообразным. 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Департамента заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, ранее истребованных судом. Суд приобщил данные документы.

Представил на обозрения суда оригинал письма, копия которого находится в материалах дела том 1 стр. 68.

Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений. Суд приобщил данные пояснения.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представители общества не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 28 февраля 2013 года общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» обратилось в Администрацию города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка на ул. Орская для размещения социально-направленного объекта -Центра внешкольного образования с санаторным содержанием и интернатом для детей инвалидов. 23 июля 2013 года, 25 сентября 2013 года общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с просьбой продолжить подготовку документации для предоставления земельного участка по предварительному согласованию места размещения объекта. 21 октября 2013 года общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства указанного объекта с предварительным согласованием места его размещения. К заявлению были приложены: план-схема земельного участка, план-схема земельного участка на кадастровой карте. 11 декабря 2013 года общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с письмом, содержащем просьбу проинформировать общество о ходе рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка для строительства детского центра внешкольного образования с санаторным содержанием и интернатом для детей-инвалидов по улице Орской с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно письму Комитета по охране окружающей среды от 31.01.2014 № 59­2.1/277, письму Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 22.04.2014 № 59-34-2/8067, письму Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 16.06.2014 № 59-34-3/476, № 59-34-2/12664, письму Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 19.06.2014 № 59-34-2 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону были начаты работы по выполнению мероприятий с целью обеспечить выбор земельного участка и согласовать место размещения объекта по улице Орская.

03.09.2014 года Общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» в связи с отсутствием информации о ходе работ по обеспечению выбора земельного участка обратилось с письмом в Администрацию города Ростова-на-Дону с просьбой разобраться в возникшей ситуации и принять меры для разрешения вопроса.

11.09.2014 года Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону проинформировал заявителя, что земельный участок будет предоставлен на условиях аукциона.

23 сентября 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Альнилам» обратилась  в Администрацию  города Ростова-на-Дону  с  просьбой разобраться  в возникшей ситуации, приложив переписку заявителя с Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону.

Письмом от 21.10.2014 № 59-34-3/980 Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону отказал обществу с ограниченной ответственностью «Альнилам» в выполнении мероприятий по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта -специализированного образовательного учреждения - центра внешкольного образования с санаторным содержанием детей-инвалидов в городе Ростове-на-Дону по улице Орская, между ДНТ «Гарантия» и ДНТ Ростовское, сославшись на то обстоятельство, что Администрацией города Ростова-на-Дону было принято решение о строительстве многоуровневой стоянки на рассматриваемом земельном участке. Также заинтересованным лицом указано, что согласно пункту 2.2.1. решения Ростовской-на-Дону городской Думы № 668 от 15.07.2014 «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону», земельные участки для размещения объектов организаций коммерческого назначения предоставляются исключительно на торгах. В письменных возражениях заинтересованное лицо также ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 № 4224/10, указывая, что поскольку имеются иные претенденты на испрашиваемый земельный участок, такой земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.

Не согласившись с отказом Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) без предварительного согласования

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А53-24129/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также