Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А01-2537/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-2537/2014

31 июля 2015 года                                                                              15АП-8390/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,

судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокой Я.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Майкопское троллейбусное управление" муниципального образования "Город Майкоп"

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.03.2015 по делу № А01-2537/2014

по иску муниципального унитарного предприятия "Майкопское троллейбусное управление" муниципального образования "Город Майкоп"

к Администрации муниципального образования "Город Майкоп"

о взыскании убытков,

принятое судьей Аутлевой Р.В.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие "Майкопское троллейбусное управление муниципального образования "Город Майкоп" (далее – МУП "Майкопское троллейбусное управление муниципального образования "Город Майкоп", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее – администрация г. Майкопа, ответчик) о взыскании убытков от недополучения субсидии по выпадающим доходам от межтарифной разницы за 2011 год в сумме 1 668 852 рублей, убытков от недополучения субсидии по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене (50 %) для школьников и студентов за 2011 год в размере 1 556 340 рублей, убытки от недополучения субсидии по выпадающим доходам от межтарифной разницы за 2012 год в сумме 104 799 рублей, убытков от недополучения субсидии по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене (50 %) для школьников и студентов за 2012 год в размере 1 323 140 рублей, убытков от недополучения субсидии по выпадающим доходам от межтарифной разницы за 2013 год в сумме 1 456 465 рублей, убытков от недополучения субсидии по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене (50 %) для школьников и студентов за 2013 год в размере 1 023 890 рублей, а всего 7 133 486 рублей (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.03.2015 с администрации в пользу истца взыскано 2 297 080 руб. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован подтверждением факта возникновения у истца убытков, возникших от неполучения субсидии по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене (50 %) для школьников и студентов. Представленный истцом расчет указанных убытков проверен судом и признан обоснованным. Срок исковой давности для взыскания убытков не пропущен. Суд указал, что установленные сторонами в дополнительных соглашениях суммы компенсаций выпадающих доходов выплачены администрацией в полном объеме, в связи с чем основания для взыскания убытков от недополучения субсидий по выпадающим доходам от межтарифной разницы отсутствуют. Суд отказал в удовлетворении заявления о взыскании с администрации убытков, возникших от неполучения субсидии по выпадающим доходам от продажи проездных билетов для многодетных семей ввиду того, что указанные расходы подлежат возмещению за счет средств республиканского бюджета.

Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Майкопское троллейбусное управление муниципального образования "Город Майкоп" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 31.03.2015 изменить. Взыскать с администрации убытки от недополучения субсидий по выпадающим доходам от межтарифной разницы за 2011-2013 годы в размере 3 230 116 руб. и убытки от недополучения субсидий по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене для многодетных семей за 2011-2013 годы в размере 1 606 290 руб. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что предприятие в 2011-2013 годах перевезло пассажиров больше, чем предусмотрено договорами на транспортное обслуживание и выделено субсидий на покрытие межтарифной разницы. Администрация, заключив договоры на транспортное обслуживание, не предусмотрела механизм полной компенсации межтарифной разницы, вследствие чего возникли убытки. Представленный расчет убытков ответчиком не оспорен. Убытки от недополучения субсидий по выпадающим доходам от продажи проездных билетов по льготной цене для многодетных семей подлежат возмещению за счет бюджета муниципального образования, поскольку администрация, заключив с истцом договор на транспортное обслуживание, предоставила право на льготный проезд для многодетных семей и взяла на себя соответствующие обязанности в отношении перевозчика по возмещению выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении многодетных семей. Тарифы на проезд установлены постановлением администрации г. Майкопа.

В судебном заседании до его отложения протокольным определением представители сторон свои правовые позиции по делу поддержали.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку таких возражений от лиц, участвующих в деле, не поступало, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации убытков от недополучения субсидий по выпадающим доходам от межтарифной разницы за 2011-2013 годы в размере 3 230 116 руб. и от продажи проездных билетов по льготной цене для многодетных семей за 2011-2013 годы в размере 1 606 290 руб.

Как следует из материалов дела, 11.01.2011 между МУП «Майкопское троллейбусное управление» (исполнитель) и администрацией г. Майкопа (заказчик) был заключен договор № 8 на транспортное обслуживание на 2011 год, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется обеспечить обслуживание перевозками электрическим транспортом пассажиров на маршрутах г. Майкопа, а также регулярное автобусное сообщение по маршруту ул. Садовая - ул. Интернациональная в ст. Ханская.

Пунктом 1.2 договора в 2011 году были установлены тарифы за проезд в следующих размерах: проезд 1-го пассажира и провоз багажа (1 место) - 6 рублей; проездной билет для граждан месячный - 360 рублей, декадный - 120 рублей; проездной билет для школьников - месячный - 180 рублей, декадный - 60 рублей; проездной билет для студентов - 180 рублей; проездной билет для учреждений и организаций на месяц - 504 рублей; проезд 1-го пассажира и провоз багажа в автобусе - 7 рублей.

Согласно пункту 4.1 договора администрация обязалась компенсировать выпадающие доходы по разнице между расчетным (6 рублей 77 копеек) и установленным (6 рублей) тарифами за одну поездку пассажира, провоз багажа.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» и администрацией 21.06.2011 заключены дополнительные соглашения к вышеназванному договору от 21.06.2011 № 659, от 18.08.2011 № 648, от 28.10.2011 № 735, от 11.11.2011 № 744, по условиям которых компенсация выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифами на одну поездку пассажира, провоз багажа составила 8 160 000 рублей, 11 160 000 рублей, 12 660 000 рублей, 12 660 000 рублей, соответственно.

Дополнительным соглашением № 793 02.12.2011 установлен окончательный размер компенсации выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифами на одну поездку пассажира, провоз багажа в сумме 16 260 000 рублей.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» (исполнитель) и администрацией г. Майкопа (заказчик) 12.01.2012 заключен договор № 2 на транспортное обслуживание на 2012 год, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется обеспечить обслуживание перевозками электрическим транспортом пассажиров на маршрутах г. Майкопа.

Пунктом 1.2. договора в 2012 году были установлены тарифы за проезд в следующих размерах: проезд 1-го пассажира и провоз багажа (1 место) - 6 рублей; проездной билет для граждан месячный - 360 рублей, декадный - 120 рублей; проездной билет для школьников - месячный - 180 рублей, декадный - 60 рублей; проездной билет для студентов - 180 рублей; проездной билет для учреждений и организаций на месяц - 504 рублей; проезд 1-го пассажира и провоз багажа в автобусе - 7 рублей.

Согласно пункту 4.1 договора администрация обязалась компенсировать выпадающие доходы по разнице между расчетным (8 рублей) и установленным тарифам (6 рублей) за одну поездку пассажира, провоз багажа.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» и администрацией 01.07.2012 заключено дополнительное соглашение № 461, по условиям которого были установлены новые тарифы за проезд в следующих размерах: проезд 1-го пассажира и провоз багажа (1 место) - 7 рублей; проездной билет для граждан месячный -420 рублей, декадный - 140 рублей; проездной билет для школьников - месячный - 210 рублей, декадный - 70 рублей; проездной билет для студентов - 210 рублей; проездной билет для учреждений и организаций на месяц - 588 рублей;

Компенсация выпадающих доходов исполнителя согласно заключенному дополнительному соглашению № 461 по разнице между расчетным и установленным тарифам на одну поездку пассажира, провоз багажа составила 11 160 000 рублей.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» и администрацией заключены дополнительные соглашения № 151, № 579, согласно которым компенсация выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифам на одну поездку пассажира, провоз багажа составила 14 660 000 рублей, 15 650 000 рублей, соответственно.

Дополнительным соглашением № 642 установлен окончательный размер компенсации выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифам на одну поездку пассажира, провоз багажа в сумме 17 060 000 рублей.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» (исполнитель) и администрацией г. Майкопа (заказчик) 21.12.2012 заключен договор № 831 на транспортное обслуживание на 2013 год, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется обеспечить обслуживание перевозками электрическим транспортом пассажиров на маршрутах г. Майкопа.

Пунктом 1.2.1 заключенного договора в 2011 году были установлены тарифы за проезд в следующих размерах: проезд 1-го пассажира и провоз багажа (1 место) - 7 рублей; проездной билет для граждан месячный -420 руб., декадный - 140 рублей; проездной билет для школьников - месячный - 210 руб., декадный - 70 рублей; проездной билет для студентов - 210 рублей; проездной билет для учреждений и организаций на месяц - 588 рублей.

Между МУП «Майкопское троллейбусное управление» и администрацией были 28.11.2013 заключены дополнительные соглашения № 665, № 687, согласно которым компенсация выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифам на одну поездку пассажира, провоз багажа составила 13 100 000 рублей, 14 600 000 рублей, 17 600 000 рублей, соответственно.

Дополнительным соглашением № 686 к договору от 21.12.2013 № 831 на транспортное обслуживание на 2013 год установлен окончательный размер компенсации выпадающих доходов исполнителя по разнице между расчетным и установленным тарифами на одну поездку пассажира, провоз багажа в сумме 17 600 000 рублей.

Расчеты в соответствии с условиями пунктов 4.1 договоров от 11.01.2011 № 8, от 11.01.2012 № 2, от 31.12.2011 № 831 в сумме уточнений согласно условиям дополнительных соглашений в согласованном размере были осуществлены.

Полагая, что администрацией не компенсированы в полном объеме выпадающие доходы от межтарифной разницы за 2011, 2012, 2013 годы, а также в связи с неполучением компенсации выпадающих доходов, понесенных в связи с перевозкой школьников, студентов (учащихся) по проездным билетам, МУП «Майкопское троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав (до отложения судебного заседания) представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы.

В силу разъяснений, изложенных в п. 18 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со статьей

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А32-4662/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также