Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2015 по делу n А32-28372/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-28372/2014

27 июля 2015 года                                                                              15АП-5100/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,

судей  Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400284538300);

от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400284538317);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2015 по делу № А32-28372/2014

по иску администрации муниципального образования город Армавир

к обществу с ограниченной ответственностью "Армавирский электрометаллургический завод"

о взыскании,

принятое в составе судьи Данько М.М.

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования город Армавир (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Армавирский электрометаллургический завод" (далее – ответчик) о взыскании основной задолженности и пени в общей сумме 1 041 340 руб. 42 коп.

            Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2015 по делу № А32-28372/2014 исковые требования удовлетворены частично: с ООО «Армавирский электрометаллургический завод» в пользу администрации муниципального образования город Армавир взыскано 916 806, 69 руб. задолженности, 14 587, 45 руб. неустойки и 21 071,70 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части иска отказано.

            Администрация муниципального образования город Армавир обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

            Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно взыскал основную задолженность, определенную исходя из условий договора без учета коэффициента инфляции.

            В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. 

В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.

В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования город Армавир и Крестьянским хозяйством «Ангелина» 01.07.2004 заключен  договор №3800001697, зарегистрированный в УФРС по Краснодарскому краю 07.10.2004, по которому последнему передан в аренду земельный участок в Северной Промзоне в районе ОАО «Домостроитель» общей площадью 411600 квадратных метров на срок десять лет (т.1 л.д.11-14).

Соглашением от 27 ноября 2007 года, зарегистрированным УФРС по Краснодарскому краю 26.02.2008 Крестьянское хозяйство «Ангелина» передало права и обязанности по договору аренды закрытому акционерному обществу «Армавирский Металлургический Завод» (т.1 л.д.18).

12 марта 2008 года закрытым акционерным обществом «Армавирский Металлургический Завод» и администрацией муниципального образования город Армавир подписано дополнительное соглашение, зарегистрированное УФРС по Краснодарскому краю 29.04.2009, которым изменено разрешенное использование земельного участка и установленный размер арендной платы (т.1 л.д.20).

Соглашением о передаче прав и обязанностей от 3 августа 2012 года, зарегистрированным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 7 сентября 2012 года ЗАО «Армавирский Металлургический Завод» передало права и обязанности арендатора   ООО «Армавирский электрометаллургический завод» (т.1 л.д.23).

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пунктом 4.2.2 договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно пункту 3.5 договора в редакции дополнительного соглашения от 1 апреля 2011 года, арендатор принял на себя обязательства вносить арендную плату ежеквартально из расчета за календарный год, не позднее десятого числа начала каждого квартала.

В соответствии с пунктом 3.8 договора в редакции дополнительного соглашения от 1 апреля 2011 года в случае невнесения арендной платы в установленный настоящим соглашением срок, арендатор уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, невнесенной в срок за каждый день просрочки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение суд первой инстанции установил, что истец рассчитывает арендную плату от кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента 1,5%, увеличивая ее размер на коэффициенты инфляции и сослался на пункт 9  Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящихся в собственности РФ» (далее -Правила), устанавливающий, что  в случае, если арендная плата за участок определяется исходя из кадастровой стоимости, то индексация ее размера с учетом уровня инфляции не применяется. Размер такой арендной платы может быть изменен лишь в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка. Также, суд первой инстанции сослался на  правовую позицию, высказанную в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 №15837/11,  о том, что ориентиры определения размера арендной платы, указанные в Правилах, являются общеобязательными при решении вопроса об определении размера арендной платы за публичные земли, а также на постановление от 07.03.2014 по делу №А53-3501/2013 Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арендная плата подлежит определению без учета индекса инфляции исходя из следующего расчета: 245 153 437, 67 х 1,5% = 3 677 301, 56 руб. и с  ответчика в пользу истца за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 следует взыскать 916 806, 69 руб. задолженности, а также 14 587,45 руб. неустойки.

Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующего:

Участок предоставлен из земель, государственная собственность на которые не разграничена, категории земель: «земли населенных пунктов» поселений с целью строительства металлургического завода (пункт 1.1 договора в редакции дополнительного  соглашения от 12.03.2008 т.1 л.д.20).

Согласно п. 3.7. договора, арендатор обязан вносить арендную плату ежеквартально до 10-го числа начала каждого квартала.

Постановлением Главы Администрации Краснодарского края  №50 от 27.01.2011 «О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена установлено, что арендная плата ежегодно подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию  на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае изменения арендной платы в связи с изменением рыночной или кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, размер уровня инфляции на этот год не применяется (п.5.2).

Таким образом, размер уровня инфляции на очередной год не применяется только в том случае, если изменилась рыночная или кадастровая стоимость земельного участка. Таких изменений в отношении арендуемого земельного участка не было.

Обращаясь в арбитражный суд с иском по настоящему делу, Комитет сослался на ненадлежащее исполнение обществом условий договора в части внесения арендной платы, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 в сумме 1026 752 рублей 97 копеек.

Из раздела 2 постановления № 50 следует, размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: АП= Кс х С, где: АП – размер арендной платы за земельный участок, Кс – -кадастровая стоимость земельного участка; С- ставка арендной платы,% (1,5%).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость составляет 245153437,67 руб. (т.1 л.д.24).

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В пункте 10 статьи 3 Закона №137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена установлен Постановлением Главы Администрации Краснодарского края  №50 от 27.01.2011 «О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена.

Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.

Договор 01.07.2004 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного правового акта и не требует дополнительного изменения договора.

Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 9707/13.

Из пункта 10 статьи 3 Закона №137-ФЗ следует, что установление порядка определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление № 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 № 22-АПГ14-4.

Учитывая, что коэффициент индексации устанавливается Постановлением Главы Администрации Краснодарского края  №50 от 27.01.2011

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2015 по делу n А53-2707/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также