Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2015 по делу n А53-26320/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-26320/2014

12 июля 2015 года                                                                              15АП-4069/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.,

судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горобцовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт»

на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Корх С.Э.) от 03.02.2015 по делу № А53-26320/2014

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к обществу с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт»

о взыскании задолженности,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Курганнефтепродукт» (далее – ответчик, общество) с требованием о взыскании 7 718 012,78 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования с учётом применения статьи 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (с учётом уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д.128 том 4). Основанием для обращения ОАО «РЖД» в суд с иском по настоящему делу послужило невнесение обществом платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог.

В отзыве на иск ответчик возражал заявленным требованиям.

Решением арбитражного суда от 03.02.2015 исковые требования удовлетворены, с общества в пользу РЖД взыскано 7 718 012,78 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, а также 61 590 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых истец применил ст. 43 Устава железнодорожного транспорта, истец не представил доказательств возникновения на станции технологических затруднений, возникших у истца по вине ответчика, поэтому ответчик составил контррасчет без применения ст.43 УЖТ РФ. Ответчик также просит применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду несоразмерности взысканной меры ответственности возможным убыткам истца.

В отзыве на апелляционную жалобу истец доводам жалобы возражал.

Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось, апелляционным судом даны сторонам поручения.

Во исполнение определения суда истцом представлена в обобщенном виде информация относительно всех уведомлений о применении ст. 43 УЖТ РФ, с указанием времени получения ответчиком.

От истца также поступили письменные пояснения, согласно которым копии уведомлений о введении в отношении ответчика статьи 43 УЖТ РФ направлялись ответчику факсом до того, как были вручены нарочно, принимать во внимание следует дату факса, номер факса совпадает с номером факса на бланках ответчика, представлена копия уведомления №1581 с отчётом об отправке факсимильной связью.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 08.07.2015 стороны явку представителей не обеспечили, извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено судом, не отрицается ответчиком, что в июле 2014 года истцом осуществлялись перевозки грузов, отправленных в адрес ответчика на железнодорожную станцию Таганрог.

Между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор от 28.04.2014 №99/1 на эксплуатацию принадлежащего владельцу (по договору аренды железнодорожного пути от 17.03.2014 №010/Е-14, договору аренды от 01.03.2014 №5, договору субаренды железнодорожных путей от 01.12.2013 №39) железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом №127 к пути необщего пользования №8 ОАО «Таганрогский морской торговый порт» при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца (пункт 1 договора).

С 01.05.2014 подача и уборка вагонов осуществляется на условиях заключенного истцом и ответчиком договора № 99/1 от 28.04.2014 на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования ответчика при станции Таганрог СКЖД.

В пункте 13 договора стороны установили технологические сроки оборота вагонов с мазутом в летнее время (с 15.04 по 15.10) – 5 часов 20 минут.

Истец утверждает, что в нарушение статьи 36 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ, Устав), устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог, вызванная необеспечением выгрузки ввиду отсутствия складских емкостей, флота и занятости подъездного пути ранее поданными вагонами.

Положения ст. 36 Устава устанавливают обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз.

В статье 39 Устава предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 20.4 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, Тарифного руководства №2. За время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице №9 Тарифного руководства №2 с учетом коэффициентов индексации.

Плата за пользование вагонами, установленная Тарифным руководством №2, включает вагонную составляющую (плату за пользование вагоном) и инфраструктурную составляющую (оплату за пользование железнодорожным путем общего пользования), учитываемые под общим наименованием - плата за пользование вагонами. При нахождении груза в  вагоне происходит пользование вагоном, а поскольку вагон обязательно находится на железнодорожных путях, то одновременно происходит и пользование железнодорожными путями (инфраструктурой).

Следовательно, размер платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта (принадлежащими перевозчику), установленный Тарифным руководством №2, в равных частях состоит из платы за пользование вагоном и платы за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта. Когда вагон не принадлежит перевозчику, что предусмотрено пунктом 12 Тарифного руководства №2, взимается только плата в части (50%) пользования инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта.

Договорная плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, согласованная сторонами в пункте 20.4 договора, установлена в размере 50% от ставок таблицы №9 Тарифного руководства №2, то есть только в размере использования инфраструктуры ОАО «РЖД».

Взыскание платы, за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, по своей сути является платой за предоставление путей общего пользования для нахождения на них вагонов.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная договором плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества, не противоречит закону.

Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, акт общей формы составляются на станциях для удостоверения в т.ч. задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.

Обстоятельства простоя вагонов на станции назначения по причинам, зависящим от ответчика, отражены в актах общей формы, перевозчиком составлены ведомости подачи и уборки вагонов для расчета платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог на общую сумму 6 676 363,80 руб. (без учета НДС).

Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, составленные перевозчиком, представлены в материалы дела в качестве документов, удостоверяющих факт и продолжительность простоя вагонов, прибывших в адрес общества.

Акты общей формы, представленные в дело, по своему содержанию соответствуют требованиям пункта 16 статьи 119 Устава и Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В актах указаны номера вагонов и продолжительность задержки на путях станции, наименование груза, виновное в задержке вагонов лицо, причина задержки: «не обеспечение выгрузки ввиду отсутствия складских емкостей, флота и занятости подъездного пути ранее поданными вагонами», в актах имеется запись о том, что ответчик от подписания актов отказался, что подтверждено подписями двух представителей перевозчика.

Ответчик с актами ознакомлен.

Поскольку ответчик отказался от подписания актов общей формы, которыми оформлена задержка вагонов на путях станции Таганрог, в соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом перевозчиком были составлены акты общей формы об отказе представителя ответчика от подписания актов общей формы.

Суд первой инстанции правомерно принял представленные акты общей формы в качестве доказательств задержки вагонов в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки.

Общество не представило доказательства того, что отраженные в актах общей формы сведения не соответствуют действительности, тем самым приняло на себя соответствующие процессуальные риски (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается, что простой вагонов на путях общего пользования имел место именно по причинам, зависящим от ответчика.

Принадлежность истцу путей общего пользования (инфраструктуры) ответчиком не оспаривалась.

Довод ответчика о неправомерном применении истцом статьи 43 УЖТ РФ к спорным правоотношениям отклоняется судом апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 43 УЖТ РФ в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях перевозчик в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить размеры следующих сбора и платы: сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - до пятикратного размера указанного сбора; плата за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях - до двукратного размера указанной платы.

При толковании положений ст. 43 УЖТ РФ следует принимать во внимание функциональное назначение и направленность норм данной статьи. В данной статье УЖТ РФ установлены последствия (санкция) ненадлежащего исполнения грузополучателями, грузоотправителями и владельцами железнодорожных путей необщего пользования своих обязанностей по своевременному приему вагонов, своевременной выгрузки грузов либо вывозу грузов с железнодорожных станций. 

Из названной нормы следует, что установление данной ответственности обусловлено возникновением в результате ненадлежащего исполнения указанными субъектами своих обязательств технологических затруднений на железнодорожных станциях, которые, в силу специфики железнодорожного транспорта, негативно отражаются на всех субъектах перевозочного процесса.

Данный правовой механизм, прежде всего, имеет превентивную функцию и направлен на обеспечение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, в частности, на минимизацию риска возникновения аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц.

В связи с этим, буквальное (ограничительное) толкование данной нормы закона не соответствует принципу эффективности правового регулирования и ставит в неравное положение субъектов перевозочного процесса, устанавливая ответственность за их одинаковое недобросовестное поведение в зависимость

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2015 по делу n А53-14379/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также