Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А53-24195/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-24195/2014 19 июня 2015 года 15АП-5360/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Малыхиной М.Н., судей Галова В.В., Попова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шебалкиной Д.А., при участии: от истца: Снегирева Е.Д. (доверенность от 09.04.2015 №20/943); от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Ивана Сергеевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2015 по делу № А53-24195/2014 по иску департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области к индивидуальному предпринимателю Орлову Ивану Сергеевичу о взыскании суммы субсидии, принятое в составе судьи Корха С.Э., УСТАНОВИЛ: департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Орлову Ивану Сергеевичу (далее – ответчик, предприниматель) с требованиями о взыскании 194 313 руб. суммы субсидии. Исковые требования мотивированы тем, что предпринимателю в рамках субсидирования деятельности начинающих предпринимателей была перечислена субсидия в спорном размере. Впоследствии органом по финансовому контролю был установлен факт нарушения целей и условий предоставления субсидий в связи с осуществлением деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Претензия департамента о возврате перечисленных средств не удовлетворена предпринимателем. Решением суда от 17.02.2015 исковые требования удовлетворены, с предпринимателя в пользу департамента взыскано 194 313 руб. в возврат суммы субсидии, в доход федерального бюджета 5 829 руб. государственной пошлины. Суд отклонил довод о том, что деятельность предпринимателя не могла субсидироваться, поскольку доказательства фактического осуществления предпринимателем деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров отсутствуют, а само по себе указание в ЕГРИП списка видов экономической деятельности не свидетельствует об осуществлении индивидуальным предпринимателем каждого из них. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что предпринимателем не доказано целевое использование предоставленной субсидии, в связи с чем счел правомерным требование о возврате перечисленных в счет субсидии денежных средств. Не согласившись с решением суда, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт. Предприниматель не соглашается с выводом суда о нецелевом использовании субсидии. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ. Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы направленных суду письменных пояснений, согласно которым указала, что Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 78 определяет категории получателей субсидий, для которых не установлено целевое использование соответствующих денежных средств. В частности, целевое использование не предусмотрено индивидуальными предпринимателями, которым субсидия предоставлена на финансовое возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Положение о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела, утвержденное постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 (далее - Положение) также не устанавливает целевое использование субсидии ввиду того, что денежные средства предоставляются на возмещение уже произведённых затрат. В связи с тем, что Бюджетный кодекс Российской Федерации и Положение не определяют цели использования субсидии начинающими предпринимателями, отчет ИП Орлова И.С. о целевом использовании и документальные доказательства нецелевого использования субсидии не могут быть предоставлены. На вопрос суда о причинах заявления требования о возврате субсидии при изложенной позиции представитель департамента пояснил, что действовали во исполнение представления органа финансового контроля, пунктом 3.1. договора не предусмотрена оценка корректности выводов указанного органа о наличии нарушений, но установлена прямая обязанность потребовать возврата субсидии в случае, если соответствующий орган выявит нарушение. Кроме того, представителем департамента представлена заявка предпринимателя на получение субсидии и приложенные к ней документы, на основании которых департамент принимал решение о предоставлении субсидии (в порядке компенсации части фактически произведенных затрат). Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 23.08.2013 между департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области и индивидуальным предпринимателем Орловым Иваном Сергеевичем был заключен договор № 40 о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела». Во исполнение условий договора платежным поручением № 6332484 от 29.08.2013 индивидуальному предпринимателю Орлову И.С. перечислена субсидия в размере 194 313 руб. В ходе проверки Территориальным управлением финансового контроля в Ростовской области были выявлены нарушения департаментом условий предоставления субсидий. В пункте 1.5 Акта, составленного по результатам выездной проверки от 21 апреля 2014 года, отмечено, что согласно пункту 1.6 постановления Правительства РО от 06.10.2011 N 33 "О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела" субсидии не предоставляются претендентам, занимающимся производством и/или реализацией подакцизных товаров. Согласно выписке ЕГРИП дополнительным видом деятельности предпринимателя Орлова И.С. является оптовая торговля автотранспортными средствами. По результатам проверки Управление финансового контроля Ростовской области направило в адрес департамента представление о необходимости устранения выявленных нарушений. Пунктом 3.1 заключенного сторонами договора предусмотрено, что в случае установления по итогам проверок уполномоченными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных постановлением и договором, Департамент принимает решение о возврате субсидии и расторгает Договор в одностороннем порядке в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Департамент в срок до 10 рабочих дней в письменной форме уведомляет Получателя субсидии о принятом решении и расторжении Договора в одностороннем порядке. Получатель субсидии обязан возвратить сумму субсидии в областной бюджет в течение 20 дней со дня получения указанного уведомления. В связи с получением вышеуказанного представления и согласно пункту 3.1 договора департамент направил в адрес предпринимателя уведомление от 03.07.2014 №20/1875 о том, что контролирующим органом выявлен факт нарушения целей и условий предоставления субсидий в связи с осуществлением деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, в связи с чем департамент уведомил предпринимателя о расторжении договора в одностороннем порядке и потребовал возврата полученной субсидии в размере 194 313 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления. Названная сумма ответчиком не возвращена. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями. В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с положениями указанного закона Постановлением Правительства РО от 06.10.2011 N 33 "О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела" утверждено Положение о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела. Согласно пунктам 1.2-1.4 названного Положения в редакции, применимой к спорным правоотношениям сторон, закреплена возможность предоставления субсидии субъекту малого предпринимательства при условии осуществления предпринимательской деятельности не более 1 года со дня государственной регистрации, осуществляющему свою деятельность на территории Ростовской области (далее - начинающий предприниматель). Средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии (. Субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 300 тыс. рублей. Средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, направляются на возмещение следующих затрат: - части арендных платежей для целей ведения предпринимательской деятельности, а именно: объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; земельных участков; - стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей основных средств, а именно: объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), рабочих и силовых машин, оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности; - стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалов и сырья, необходимых для производства реализуемой продукции, предоставления услуг, в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя; - стоимости приобретенной методической и справочной литературы, связанной с ведением предпринимательской деятельности; - стоимости обучения сотрудников для целей ведения предпринимательской деятельности; - стоимости приобретенного программного обеспечения и услуг по его обновлению; - стоимости услуг по получению лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; - стоимости услуг по получению патентов и/или свидетельств о регистрации авторских прав; - стоимости услуг на рекламу, в том числе: размещение рекламы в средствах массовой информации (в том числе объявления в печатных средствах массовой информации, передачи по радио и телевидению); изготовление и/или размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах). Согласно п. 1.6 названного Положения субсидия не предоставляется начинающим предпринимателям, занимающимся производством и/или реализацией подакцизных товаров. Данный пункт воспроизводит ограничение, установленное федеральным законом, а именно частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 данного Федерального закона, не может оказываться Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А53-28971/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|