Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А53-24195/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-24195/2014

19 июня 2015 года                                                                              15АП-5360/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малыхиной М.Н.,

судей Галова В.В., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шебалкиной Д.А.,

при участии:

от истца: Снегирева Е.Д. (доверенность от 09.04.2015 №20/943);

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Ивана Сергеевича

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2015 по делу № А53-24195/2014

по иску департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области

к индивидуальному предпринимателю Орлову Ивану Сергеевичу

о взыскании суммы субсидии,

принятое в составе судьи Корха С.Э.,

УСТАНОВИЛ:

департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Орлову Ивану Сергеевичу (далее – ответчик, предприниматель) с требованиями о взыскании 194 313 руб. суммы субсидии.

Исковые требования мотивированы тем, что предпринимателю в рамках субсидирования деятельности начинающих предпринимателей была перечислена субсидия в спорном размере. Впоследствии органом по финансовому контролю был установлен факт нарушения целей и условий предоставления субсидий в связи с осуществлением деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Претензия департамента о возврате перечисленных средств не удовлетворена предпринимателем.

Решением суда от 17.02.2015 исковые требования удовлетворены, с предпринимателя в пользу департамента взыскано 194 313 руб. в возврат суммы субсидии, в доход федерального бюджета 5 829 руб. государственной пошлины.

Суд отклонил довод о том, что деятельность предпринимателя не могла субсидироваться, поскольку доказательства фактического осуществления предпринимателем деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров отсутствуют, а само по себе указание в ЕГРИП списка видов экономической деятельности не свидетельствует об осуществлении индивидуальным предпринимателем каждого из них. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что предпринимателем не доказано целевое использование предоставленной субсидии, в связи с чем счел правомерным требование о возврате перечисленных в счет субсидии денежных средств.

Не согласившись с решением суда, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт. Предприниматель не соглашается с выводом суда о нецелевом использовании субсидии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы направленных суду письменных пояснений, согласно которым указала, что Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 78 определяет категории получателей субсидий, для которых не установлено целевое использование соответствующих денежных средств. В частности, целевое использование не предусмотрено индивидуальными предпринимателями, которым субсидия предоставлена на финансовое возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положение о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела, утвержденное постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 (далее - Положение) также не устанавливает целевое использование субсидии ввиду того, что денежные средства предоставляются на возмещение уже произведённых затрат.

В связи с тем, что Бюджетный кодекс Российской Федерации и Положение не определяют цели использования субсидии начинающими предпринимателями, отчет ИП Орлова И.С. о целевом использовании и документальные доказательства нецелевого использования субсидии не могут быть предоставлены.

На вопрос суда о причинах заявления требования о возврате субсидии при изложенной позиции представитель департамента пояснил, что действовали во исполнение представления органа финансового контроля, пунктом 3.1. договора  не предусмотрена оценка корректности выводов указанного органа о наличии нарушений,  но установлена прямая обязанность потребовать возврата субсидии в случае, если соответствующий орган выявит нарушение.

Кроме того, представителем департамента представлена заявка предпринимателя на получение субсидии и приложенные к ней документы, на основании которых департамент принимал решение о предоставлении субсидии (в порядке компенсации части фактически произведенных затрат).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 23.08.2013 между департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области и индивидуальным предпринимателем Орловым Иваном Сергеевичем был заключен договор № 40 о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела».

Во исполнение условий договора платежным поручением № 6332484 от 29.08.2013 индивидуальному предпринимателю Орлову И.С. перечислена субсидия в размере 194 313 руб.

В ходе проверки Территориальным управлением финансового контроля в Ростовской области были выявлены нарушения департаментом условий предоставления субсидий. В пункте 1.5 Акта, составленного по результатам выездной проверки от 21 апреля 2014 года, отмечено, что согласно пункту 1.6 постановления Правительства РО от 06.10.2011 N 33 "О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела" субсидии не предоставляются претендентам, занимающимся производством и/или реализацией подакцизных товаров. Согласно выписке ЕГРИП дополнительным видом деятельности предпринимателя Орлова И.С. является оптовая торговля автотранспортными средствами.

По результатам проверки Управление финансового контроля Ростовской области направило в адрес департамента представление о необходимости устранения выявленных нарушений.

Пунктом 3.1 заключенного сторонами договора предусмотрено, что в случае установления по итогам проверок уполномоченными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных постановлением и договором, Департамент принимает решение о возврате субсидии и расторгает Договор в одностороннем порядке в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Департамент в срок до 10 рабочих дней в письменной форме уведомляет Получателя субсидии о принятом решении и расторжении Договора в одностороннем порядке. Получатель субсидии обязан возвратить сумму субсидии в областной бюджет в течение 20 дней со дня получения указанного уведомления.

В связи с получением вышеуказанного представления и согласно пункту 3.1 договора департамент направил в адрес предпринимателя уведомление от 03.07.2014 №20/1875 о том, что контролирующим органом выявлен факт нарушения целей и условий предоставления субсидий в связи с осуществлением деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, в связи с чем департамент уведомил предпринимателя о расторжении договора в одностороннем порядке и потребовал возврата полученной субсидии в размере 194 313 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления.

Названная сумма ответчиком не возвращена. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с положениями указанного закона Постановлением Правительства РО от 06.10.2011 N 33 "О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела" утверждено Положение о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела.

Согласно пунктам 1.2-1.4 названного Положения в редакции, применимой к спорным правоотношениям сторон, закреплена возможность предоставления субсидии субъекту малого предпринимательства при условии осуществления предпринимательской деятельности не более 1 года со дня государственной регистрации, осуществляющему свою деятельность на территории Ростовской области (далее - начинающий предприниматель).

Средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии (.

Субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 300 тыс. рублей.

Средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, направляются на возмещение следующих затрат:

- части арендных платежей для целей ведения предпринимательской деятельности, а именно: объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; земельных участков;

- стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей основных средств, а именно: объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), рабочих и силовых машин, оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

- стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалов и сырья, необходимых для производства реализуемой продукции, предоставления услуг, в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя;

- стоимости приобретенной методической и справочной литературы, связанной с ведением предпринимательской деятельности;

- стоимости обучения сотрудников для целей ведения предпринимательской деятельности;

- стоимости приобретенного программного обеспечения и услуг по его обновлению;

- стоимости услуг по получению лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- стоимости услуг по получению патентов и/или свидетельств о регистрации авторских прав;

- стоимости услуг на рекламу, в том числе: размещение рекламы в средствах массовой информации (в том числе объявления в печатных средствах массовой информации, передачи по радио и телевидению); изготовление и/или размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах).

Согласно п. 1.6 названного Положения субсидия не предоставляется начинающим предпринимателям, занимающимся производством и/или реализацией подакцизных товаров.

Данный пункт воспроизводит ограничение, установленное федеральным законом, а именно частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 данного Федерального закона, не может оказываться

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А53-28971/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также