Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А32-878/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-878/2015 04 июня 2015 года 15АП-7954/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сурмаляна Г.А., судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А., при участии в судебном заседании: от заявителя: представитель по доверенности от 03.03.2015г. № 8 Костенко Л.М.; от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2015г. по делу № А32-878/2015 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Черноерковское нерестово-выростное хозяйство", заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное унитарное предприятие «Черноерковское НВХ» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – управление) от 18.12.2014г. №14-50-119-ЭИ-1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2015 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях предприятия состава вменяемого ему правонарушения. Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что при проведении проверки установлено, что ФГУП «Черноерковское НВХ» осуществляет водопользование - забор воды из р. Протока через канал «ЧОК», в том числе и для последующей продажи третьим лицам. Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать. Как следует из материалов дела, Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проведения проверки, проведенной в период с 15.10.2014г. по 20.11.2014г., установлено, что заявитель осуществляет водопользование – забор воды из р. Протока через канал «ЧОК». Согласно представленной справки СПК Рыболовецкий колхоз «Шапариевский» в сентябре - октябре месяце 2014 от ФГУП «Черноерковское НВХ» получено 497 тысяч куб.м. воды по заключенному с предприятием договору пользования водным объектом № 20 от 09.01.2013г. Следовательно, административным органом сделан вывод, что заявитель осуществил забор воды из водного объекта р.Протока в объеме 497 тыс. куб.м не для воспроизводства водных биологических ресурсов, а для получения прибыли от предоставления воды из канала «ЧОК» сторонним организациям. В связи с выявленными нарушениями постановлением Славянского межрайонного прокурора от 13.11.2014г. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела об административном правонарушении направлены в управления для рассмотрения по существу. Рассмотрев материалы проверки, старший государственный инспектор управления вынес постановление № 14-50-119-ЭИ-1 от 18.12.2014г., которым общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. ФГУП «Черноерковское НВХ» не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением. Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии со статьей 7.6 Кодекса самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей. В силу части 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водопользователем понимается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. В силу статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) (подпункт 12 пункта 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется в том числе для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов (подпункт 7) и рыболовства, охоты (подпункт 10). Указанный в пункте 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации перечень оснований носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Федеральным законом от 02.07.2013г. № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации внесены изменения в части осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года. Таким образом, с 01.01.2014г. забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброс при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) осуществляется только при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование. Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных законом (с 11.01.2011 - в предусмотренных данным Федеральным законом) случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов. В пункте 18 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено понятие "товарное рыбоводство" - предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. Из анализа названных норм в совокупности суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что положения пунктов 7 и 10 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не могут быть распространены на изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов для наполнения внерусловых прудов, лиманов, а также сброс из внерусловых прудов, лиманов в поверхностные водные объекты воды, использованной в технологическом цикле рыборазведения. Как пояснил представитель предприятии и подтверждается материалами дела, общество осуществляет деятельность по производству и реализации рыбы не в самой реке Протока, а в водоеме (лимане). Как следует из представленного заявителем письма от 30.04.2014г. № 105, адресованного руководителю Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, для выполнения вышеуказанных работ по рыболовству и товарному рыбоводству, предпрятием осуществляется водозабор из р. Протока через самотечные шлюзы регуляторы, вода поступает на головное сооружение Черноерковского опреснительного канала (ЧОК) (построен в 1936 году и закреплен за предпритием на праве хозяйственного ведения). Вода из канала поступает на опреснение лиманов Жестерской и Горьковской группы, входящих в зону ответственности предприятия. Как пояснил представитель предприятия в судебном заседании, вода из лиманов сбрасывается в Азовское море. То есть, фактически водный объект федерального значения (река Протока) используется предприятием лишь для забора воды в целях поддержания определенного гидрологического режима в лиманах, непосредственно используемых для товарного рыбоводства, а также для сброса в Азовское море воды из этих лиманов. Таким образом, в данном случае деятельность предприятия по забору воды из водного объекта (реки Дон) и деятельность по сбросу сточных вод в этот водный объект в целях создания искусственной среды обитания водных биоресурсов в других водных объектах (прудах), не охватывается понятиями "использование водного объекта для воспроизводства (и акклиматизации) водных биологических ресурсов" или "использование водного объекта для рыбоводства (товарного рыбоводства)", применительно к пунктам 7 и 10 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция также изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2011г. по делу № А53-1779/2011. На этом основании суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что общество в силу пункта 1 части 1 и пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не является водопользователем водного объекта (реки Протока). Независимо от того, в дальнейшем предприятие предоставляет или нет право пользования забора воды СПК Рыболовецкому колхозу «Шапариевский», предприятие как водопользователь сам обязан получить соовтетствующее разрешение на пользование водным объектом – для забора воды из реки Протока и сброса использованной воды из лиманов. Также заслуживает внимания довод управления о том, что ФГУП «Черноерковское НВХ» заключен договор от 09.01.2013г. № 20 с СПК Рыболовецкий колхоз «Шапариевский», согласно которому ФГУП «Черноерковское НВХ» предоставляет право пользования забора воды из канала «ЧОК» в районе Хуторского отвода и Большого Терноватого Ерика, водопотребление Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А01-2075/2008. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|