Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А01-312/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А01-312/2015 03 июня 2015 года 15АП-7000/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю. от Администрации муниципального образования "Город Майкоп": представитель по доверенности от 02.02.2015 – Божкова Ю.В., паспорт. от Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея; Министерства финансов Российской Федерации: представитель по доверенности от 14.01.2013 – Маможенко Т.В., удостоверение. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.10.2015 по делу № А01-312/2015, принятое судьей Парасюк Е.А., по заявлению Администрации муниципального образования "Город Майкоп" к заинтересованному лицу Министерству финансов Российской Федерации; Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея при участии третьего лица Министерства финансов Республики Адыгея о взыскании УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации; Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков в размере 1 097 326 рублей 89 копеек, связанных с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма Карпенкову Роману Леонидовичу. Заявленные требования мотивированы тем, что администрация в связи с отсутствием средств, выделенных на цели обеспечения жильем инвалидов, просит компенсировать ей убытки, связанные с приобретением квартиры, переданной по договору социального найма Карпенкову Роману Леонидовичу. Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.10.2015 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования «Город Майкоп» взысканы убытки в сумме 1 097 326 рублей 89 копеек в счет компенсации расходов, связанных с приобретением жилого помещения Карпенкову Роману Леонидовичу. Решение мотивировано тем, что уплаченные истцом за приобретенное жилое помещение денежные средства в сумме 1 097 326 рублей 89 копеек, подлежат компенсации как расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.10.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе управление приводит доводы о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся, относится к полномочиям органа местного самоуправления, и отнесение арбитражным судом первой инстанции расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 и предоставление жилых помещений на условиях социального найма, к расходным обязательствам Российской Федерации, противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель казначейства настаивал на том, что данные расходы относятся на муниципальное образование, ссылаясь на положения Закона № 131-ФЗ, ст. 14, 50 ЖК РФ, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель администрации не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, с 04.06.2012 Карпенков Роман Леонидович составом семьи из 1 человека состоит на учете в Администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущий, а также включен в список ветеранов боевых действий (на основании ст. 16 ФЗ «О ветеранах») и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения (на основании постановлений Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 и от 21.12.2004 № 817). Во исполнение решения Майкопского городского суда администрацией муниципального образования «Город Майкоп» приобретена и предоставлена по договору социального найма жилого помещения Карпенкову Роману Леонидовичу квартира общей площадью 33,6 кв.м., в г. Майкоп, стоимость которой составляет 1 097 326 рублей 89 копеек. В связи с отсутствием средств, выделенных на цели обеспечения жильем инвалидов, администрация обратилась в арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением, в котором просит компенсировать ей убытки, связанные с приобретением квартиры, переданной по договору социального найма Карпенкову Роману Леонидовичу, за счет казны Российской Федерации. Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований администрации о возмещении убытков, понесенных в связи с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма, ввиду следующего. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 28.2). Согласно статье 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что гр. Карпенков Роман Леонидович является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет после 1 января 2005 года. В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди. Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50). При этом, согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов. В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 99/13 разъяснено, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А53-755/2015. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|