Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А53-30162/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-30162/2014

03 июня 2015 года                                                                        15АП-7699/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Ростовское судоходное товарищество" – Похилого Д.В., Беляевой Е.С. по доверенности от 09.04.2015 № 73,

от капитана морского порта Ростова-на-Дону Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Азовского моря" – Собкаловой А.С. по доверенности от 28.05.2015 № 01АА3634333,

от Волго-Донского транспортного прокурора – Кардашова П.Т., удостоверение,

от Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Антипова С.В. по доверенности от 02.06.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовское судоходное товарищество" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2015 по делу № А53-30162/2014, принятое судьёй Великородовой И.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовское судоходное товарищество" к капитану морского порта Ростова-на-Дону Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Азовского моря" при участии третьих лиц: Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Волго-Донского транспортного прокурора о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ростовское судоходное товарищество» (далее – ООО «Ростовское судоходное товарищество», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к капитану морского порта Ростова-на-Дону федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Азовского моря» (далее – капитан порта), Южному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Южное управление Ространснадзора) о признании незаконным решения капитана морского порта Ростов-на-Дону по приостановлению грузовых операций с судами на эксплуатируемом заявителем морском терминале, расположенном по адресу: Ростовская область, Аксайский район, левый берег реки Дон, Аксайский ковш.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что участок акватории морского порта Ростов-на-Дону, примыкающий к вышеназванной территории ООО «Ростовское судоходное товарищество», в качестве места для стоянки судов Обязательными постановлениями в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2013 № 62, не предусмотрен. Причал, как портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, осуществления операций с грузами, оконченный строительством, введенный в установленном порядке в эксплуатацию и соответствующий действующим нормативным требованиям, отсутствует. Причальные сооружения находятся на стадии строительства, постановка судов к причалам правомерно приостановлена до окончания строительства и ввода в установленном порядке в эксплуатацию причальных сооружений.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что существование причала как портового гидротехнического сооружения подтверждается паспортом портового гидротехнического сооружения, являющимся основным документом, содержащим сведения о назначении, характеристиках и техническом состоянии сооружения, свидетельством о годности гидротехнических сооружений и заключением о техническом состоянии гидротехнического сооружения. По мнению заявителя, требования, не включенные в технические регламенты, не могут носить обязательного характера. В силу статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Обязательные постановления в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2013 № 62, носят информационный характер об особенностях определенного морского порта. Кроме того, общество указывает, что состоит в реестре морских портов Российской Федерации в качестве оператора универсального морского терминала, расположенного по адресу спорного терминала: Ростовская область, Аксайский район, левый берег реки Дон, Аксайский ковш. В дополнении к апелляционной жалобе общество ссылается на то, что является владельцем временных причальных сооружений, которые согласно письму Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России от 22.05.2015 № 05-10/1376, могут эксплуатироваться. Деятельность общества может осуществляться в режиме: судно-плавкран-временное причальное сооружение, которая с учетом наличия паспорта гидротехнического сооружения, акта проверки технического состояния и возможности эксплуатации ГТС ООО «Ростовское судоходное товарищество», отчета о научно-исследовательской работе по теме «Проверка безопасности погрузо-разгрузочной деятельности ООО «Ростовское судоходное товарищество» с использованием плавкранов», письма заместителя руководителя Росморречфлота А.И. Пошивая от 29.07.2014 № АП-28/7158 является безопасной.

В отзыве на апелляционную жалобу капитан порта указал на то, что участок акватории морского порта Ростов-на-Дону, примыкающий к территории ООО «Ростовское судоходное товарищество»,  в качестве места для стоянки судов Обязательными постановлениями в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2013 № 62, не предусмотрен, а причал, как портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, осуществления операций с грузами, оконченный строительством, введенный в установленном порядке в эксплуатацию и соответствующий требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, а также законодательству об охране природы, в ООО «Ростовское судоходное товарищество» отсутствует. Принимая решение о приостановлении операций, капитаном морского порта принято во внимание указание Ространснадзора о необходимости запрета постановки судов к причалам общества для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности до предоставления разрешительных документов и представление Волго-Донского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности на морском транспорте от 29.08.2014 № 23/1-3-2014.

Волго-Донская транспортная прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу указала на то, что на территории ООО «Ростовское судоходное товарищество», а также акватории Александровского ковша морского порта Ростов-на-Дону в настоящее время только ведется строительство причального комплекса, при этом по иску Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области разрешение на строительство данных объектов Аксайским районным судом Ростовской области 14.01.2015 признано недействительным. Указанное решение оставлено без изменения Ростовским областным судом 26.05.2015. Кроме того, прибывающие в адрес общества суда швартовались к плавкрану, а не к недостроенным причальным сооружениям, а груз из транспортного средства выгружался непосредственно на площадку, расположенную на земельном участке, что не предусмотрено ни одним нормативным актом, и не отвечает требованиям безопасности. По причине отсутствия причала на территории ООО «Ростовское судоходное товарищество» морской терминал – как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, не создан, в связи с чем указанная организация оператором морского терминала фактически не является. Обязательными постановлениями в морском порту Ростов-на-Дону не предусмотрена техническая возможность приема судов и швартовка в целях осуществления грузовых операций и непосредственно к плавкранам, при помощи которых при отсутствии причала осуществляется выгрузка грузов на берег.

В отзыве на апелляционную жалобу Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указало на неготовность сооружения, возведенного ООО «Ростовское судоходное товарищество», на котором осуществляется погрузочная деятельность и отсутствие на территории и акватории общества каких-либо официально введенных в эксплуатацию гидротехнических сооружений. Общество осуществляло строительство причального комплекса без экспертизы проектной документации. Отвечая на довод жалобы Южное управление Ространснадзора пояснило, что Обязательные постановления в морском порту Ростов-на-Дону подлежат обязательному исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что обществом в данный момент строится причальное сооружение. При этом, для получения прибыли обществом используется временное причальное сооружение, на которое получен паспорт гидротехнического сооружения. Каких-либо иных документов в отношении временного причального сооружения не требуется. Капитану порта было известно об эксплуатации обществом временного причального сооружения, на которое получен паспорт. Капитаном порта было дано разрешение на осуществление деятельности в порту. Использование временных построек допускается градостроительным законодательством.

Представитель капитана морского порта с доводами апелляционной жалобы не согласился. Пояснил, что временные причальные сооружения могут использоваться в срок до пяти лет. Из пояснений общества следует, что причальное сооружение используется с 2009 года, в связи с чем указанный срок фактически в настоящий момент истек. Также пояснил, что судом апелляционной инстанции оставлено без изменения решение суда о признании незаконным разрешения на строительство спорного причального сооружения.

Представитель Волго-Донской транспортной прокуратуры не согласился с доводами апелляционной жалобы, пояснил, что капитаном порта разрешалась деятельность общества до тех пор, пока соответствующее представление об устранении нарушений не было выдано прокурором в адрес капитана порта, который оспариваемым решением устранил фактически ранее допущенные нарушения.

Представитель Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решений суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Распоряжением Росморречфлота от 15.11.2010 № АД-323-р «О внесении сведений о морском порте Ростов-на-Дону в Реестр морских портов Российской Федерации» внесены сведения о морском порте Ростов-на-Дону в Реестр морских портов Российской Федерации.

Согласно п. 8.19 Приложения к указанному распоряжению ООО «Ростовское судоходное товарищество» является оператором универсального морского терминала, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, левый берег реки Дон, Аксайский ковш, оказывая услуги по осуществлению погрузо-разгрузочной деятельности

Капитаном морского порта 21.10.2014 принято решение, в котором указано на необходимость приостановления обществом с ограниченной ответственностью «Ростовское судоходное товарищество» грузовых операций с судами на морском терминале. Предписание содержало ссылку на письмо Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, указывающего на отсутствие у ООО «Ростовское судоходное товарищество» разрешительных документов на эксплуатацию портовых причальных сооружений. В связи, с чем капитаном морского порта не выдано ООО «Ростовское судоходное товарищество» разрешений на постановку судов к морскому терминалу.

Полагая, что решение капитана порта является незаконным, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А32-5345/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также