Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А53-29345/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-29345/2014

01 июня 2015 года                                                                              15АП-7024/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Величко М.Г., Ковалевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца – представитель Смыков М.С. по доверенности; представитель Горевой А.А. по доверенности;

от Министерства обороны Российской Федерации – Лыкова В.А. по доверенности от 20.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы первого заместителя военного прокурора по Южному военному округу и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2015 по делу № А53-29345/2014

по иску военной прокуратуры Южного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации

к ответчикам - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", ООО "Сервисгаз-Стройкомплект"

при участии третьего лица - Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации

о признании недействительным аукциона, государственного контракта и применении последствий недействительности сделки

принятое в составе судьи Рябухи С.Н.

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель военного прокурора Ростовской области Южного военного округа и интересах Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", обществу с ограниченной ответственностью "Сервисгаз-Стройкомплект" о признании недействительными аукциона в электронной форме, государственного контракта № 2014.17392 от 06.02.2014 и применении последствий недействительности сделки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации (определение от 26.11.2014).

Решением от 16.03.2015 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что спорный государственный контракт исполнен, на момент рассмотрения спора контракт расторгнут по соглашению сторон. Удовлетворение исковых требований не повлечет восстановления прав, проведение повторных торгов и заключение нового контракта невозможно. Поскольку работы по спорному контракту выполнены, неосновательное обогащение у ООО "Сервисгаз-Стройкомплект" отсутствует.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец и Министерство обороны Российской Федерации обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе первый заместитель военного прокурора Южного военного округа указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что выполненные работы по спорному государственному контракту оплачены за счет бюджетных средств, иск подан в интересах собственника денежных средств. По мнению заявителя, судом необоснованно не принята позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 1152/14, возможно взыскание как неосновательного обогащения разницы между оплаченной стоимостью работ и действительной стоимостью работ. Действительная стоимость фактически выполненных работ судом не определена. При этом ссылка суда на пункт 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 № 10/22 необоснованна. При проведении торгов на размещение спорного государственного заказа нарушено законодательство о лицензировании, нормы Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при заключении сторонами дополнительного соглашения к контракту нарушен пункт 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В апелляционной жалобе Министерство обороны заявлены аналогичные доводы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель военной прокуратуры Ростовской области Южного военного округа жалобу поддержал, заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для определения фактической стоимости выполненных работ и их качества.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ответчиков и третьих лиц в заседание не явились, отзывы не представили.

ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещено надлежащим образом.

ООО "Сервисгаз-Стройкомплект" о судебном заседании апелляционной инстанции извещено надлежащим образом.

Третье лицо - Департамент размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации о рассмотрении апелляционных жалоб извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей военной прокуратуры и Министерства обороны Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 17.12.2013 Департаментом размещения государственного заказа Министерство обороны Российской Федерации в интересах ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" на официальном сайте опубликовано извещение № 0173100004513004231 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту специальных транспортных средств ГАЗ-233014 "Тигр" в 2014 году (т. 1 л.д. 20-25).

На участие в аукционе ООО "Сервисгаз-Стройкомплект" подало заявку (т. 3 л.д. 1-5).

Согласно протоколу от 16.01.2014 аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки на участие в нем (протокол № 603/ОАЭФ/2 от 16.01.2014 - т. 1 л.д. 65-70).

Между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (государственный заказчик) и ООО "Сервисгаз-Стройкомплект" (исполнитель) 06.02.2014 заключен государственный контракт № 2014.17392 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту специальных транспортных средств ГАЗ-233014 "Тигр" для нужд Минобороны России, ФКУ "ОСК ЮВО" в 2014 году (т. 1 л.д. 73-86), согласно которому исполнитель обязался в пределах цены контракта в установленный контрактом срок выполнить работы соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным контрактом. Заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в соответствии с требованиями установленными настоящим контрактом.

В соответствии с пунктом 4.1 цена контракта составляет 15000000 рублей. Цена единицы работы (нормо-час) составляет (без НДС) - 1281 руб. 62 коп. нормо-час (пункт 4.2). Общая начальная (максимальная) цена запасных частей 11888768 руб. 03 коп. (пункт 4.3).

В пункте 4.4 контракта установлено, что цена контракта, цена единицы работы (нормо-час) и цена запасных частей к технике являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации. Цена контракта включает в себя стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту, выполненных на технике, в том числе по приобретению автомобильных шин, аккумуляторных батарей на технику, затраты по заправке топливом, расходными материалами техники, затраты на мойку техники, затраты по оплате труда водителей и инженерно-технических работников, накладные расходы, налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.6).

К контракту стороны подписали перечень транспортных средств, подлежащих техническому обслуживанию и сопутствующему ремонту (т. 1 л.д. 91), прейскурант цен на запасные части (т. 1 л.д. 92-95).

Во исполнение названного контракта сторонами составлены акты некомплектности и дефектовочные акты (т. 2 л.д. 139-211).

К контракту стороны 22.12.2014 подписали дополнительное соглашение № 1 о расширении перечня устанавливаемых запасных частей и расходных материалов. Цены на дополнительные запасные части определены на основании запросов коммерческих предложений и указаны в приложении № 1 к настоящему дополнительному соглашению (т. 3 л.д. 115-117).

Исполнителем выполнены работы стоимостью 14831650 рублей. Работы приняты по актам сдачи-приемки работ (т. 3 л.д. 28-108).

По соглашению от 24.12.2014 стороны расторгли государственный контракт № 2014.17392 от 06.02.2014 (т. 2 л.д. 135-136).

Полагая, что аукцион и названный выше государственный контракт являются недействительными, первый заместитель военного прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим иском в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В письме Минэкономразвития России от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30.12.2013 № АД/53811/13 разъяснено, что размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В силу статьи 9 Федерального закона 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В статье 5 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (пункт 3 названной статьи).

Как отмечено выше, в данном случае размещение заказа осуществлялось путем проведения аукциона в электронной форме.

Основанием для признания торгов и заключенного с единственным участником аукциона государственного контракта недействительным, истец указывает на несоответствие условий контракта аукционной документации, нарушения при заключении контракта и дополнительного соглашения к нему норм Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно сообщениям начальника автобронетанковой службы Южного военного округа (№ 46/3105 от 18.09.2014 - т. 1 л.д. 108) и разработчика СТС "Тигр" - ООО "Военно-инженерный центр" (№ 3486/03 от 14.08.2014 т. 1 л.д. 103), указанное специальное транспортное средство предназначено для оснащения воинских частей Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к вооружению и военной технике.

В

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А53-23671/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также