Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А53-26677/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-26677/2014 22 мая 2015 года 15АП-3536/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ефимовой О.Ю., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Промреконструкция" - Горбань Евгении Ивановны по доверенности от 12.01.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промреконструкция" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2015 по делу № А53-26677/2014, принятое судьёй Бондарчук Е.В., по заявлению департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Промреконструкция" о возмещении вреда, УСТАНОВИЛ: департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Промреконструкция» (далее – общество, ответчик) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 521 220,48 руб. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2015 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что негативное воздействие на окружающую среду является платным видом деятельности; причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившим вредом подтверждается материалами дела; лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме; вина причинителя вреда может выражаться как в умышленных, так и неосторожных деяниях. Произведенный истцом расчет размера причиненного вреда, признан судом законным и обоснованным. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил отменить решение суда. В обоснование своих доводов общество указало, что истцом не доказан факт причинения вреда, а также его размер. По мнению заявителя жалобы, вредом может быть признано только действие, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В отзыве департамент не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя жалобы, отходы, попавшие в водный объект, ведут к деградации естественных экологических систем. В судебное заседание представитель департамента не явился, о времени и месте судебного заседания истец уведомлен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее. Как следует из материалов дела, в период с 24 по 25 июня 2013 года в порядке исполнения приказа от 06.05.2013 № 1109 «Об организации оперативного расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций, аварийных ситуаций и иных случаев загрязнения компонентов природной среды», принятого на основании полученной информации от гражданина Бут В.В., специалистом Новороссийского отдела по надзору на море совершен выезд в район предполагаемого нарушения природоохранного законодательства РФ. В ходе осмотра в присутствии дознавателя УМВД России по г. Новороссийску с использованием фотосъемки установлено, что 24.06.2013 в 13 час. 00 мин. в корневой части строящегося Восточного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска на водной поверхности расположено пятно красного цвета общей площадью около 20 м2 . При визуальном осмотре было установлено, что данное пятно состоит из мелких частиц старой краски красного цвета, образованной предположительно вследствие очистки какой-либо поверхности. На водной акватории между Восточным молом-причалом в Геопорту и нефтегаванью «Шесхарис» ОАО «НМТП» на поверхности воды также наблюдались еще два аналогичных пятна общей площадью около 50 м2. В ходе обследования водоохраной зоны Черного моря в целях обнаружения источника загрязнения (засорения) было установлено, что между причалом № 3 Ш и № 4 Ш нефтегавани «Шесхарис» ОАО «НМТП» ведется пескоструйная обработка (очистка) металлического кабельканала путем удаления абразивным материалом (песком) старого лакокрасочного покрытия красного цвета и ржавчины. Пескоструйная обработка производилась силами ООО «Промреконструкция» согласно договору от 22.05.2013 №1057/13, заключенного с ОАО «НМТП». Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту - акватории Черного моря между Восточным молом-причалом в Геопорту и нефтегаванью «Шесхарис» ОАО «НМТП» при пескоструйной обработке (очистке) ООО «Промреконструкция» металлического кабельканала на причалах № 3 Ш и № 4 Ш нефтегавани «Шесхарис» ОАО «НМТП». Неисполнение обществом с ограниченной ответственностью «Промреконструкция» требования об уплате вреда, причиненного водному объекту, послужило основанием для обращения департамента в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим исковым заявлением. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе следующих принципов: - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Пунктом 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац 1 пункта 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды). На основании пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее – Закон № 155-ФЗ) сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается. Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение (пункт 1 статьи 37 Закона № 155-ФЗ). В соответствии со статьей 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Статьей 78 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21). Как установлено судом и подтверждается материалами дела, специалистом Новороссийского отдела по надзору на море в присутствии дознавателя УМВД России по г. Новороссийску произведено обследование водной акватории между Восточным молом-причалом в Геопорту и нефтегаванью «Шесхарис» ОАО «НМТП», зафиксированы результаты обследования путем фотосъемки. В результате обследования установлено, что 24.06.2013 в 13 час. 00 мин. в корневой части строящегося Восточного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска на водной поверхности расположено пятно красного цвета общей площадью около 20 м2. При визуальном осмотре было установлено, что данное пятно состоит из мелких частиц старой краски красного цвета, образованной предположительно вследствие очистки какой-либо поверхности. На водной акватории между Восточным молом-причалом в Геопорту и нефтегаванью «Шесхарис» ОАО «НМТП» на поверхности воды также наблюдались еще аналогичные пятна общей площадью около 50 м2 и непосредственно у источника загрязнения площадью 10 м2. В ходе обследования водоохраной зоны Черного моря в целях обнаружения источника Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу n А53-14212/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|