Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А53-22138/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-22138/2014

14 мая 2015 года                                                                                 15АП-1620/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Попова А.А.,

судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,

при участии:

от истца: представителя Мельниковой О.В. по доверенности от 14.06.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Международная зерновая Компания-Юг»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 декабря 2014 года по делу № А53-22138/2014

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Международная зерновая Компания-Юг»

о взыскании задолженности,

принятое в составе судьи Тютюника П.Н.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Международная зерновая Компания-Юг» (далее – ООО «МЗК-Юг», ответчик) о взыскании 367 368 руб. 53 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик допустил простой ж/д вагонов под ожидание погрузки на путях общего пользования.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2014 исковые требования удовлетворены в полном объёме, с ответчика в пользу истца взыскано 367 368 руб. 53 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 10 347 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.

ОАО «РЖД» из федерального бюджета возвращено 1 480 руб. 52 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по иску.

Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждён факт простоя вагонов на путях общего пользования по вине ответчика.

С принятым судебным актом не согласилось ООО «МЗК-Юг», в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учёл группу вагонов и время нахождения их на путях общего пользования, а также то, что сторонами не согласовано условие о применении повышающего тарифа за нахождение вагонов в ожидании погрузки на путях общего пользования.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель ответчика явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В отношении ответчика дела рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между ОАО «РЖД» и ООО «МЗК-Юг» заключен ряд договоров на предоставление пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителем, грузополучателем, а именно, по станции Светлоград – соглашением № 532/3/11 от 12.02.2013, по станции Изобильная – соглашениями № 443/1/1 от 27.12.2012, № 426/3/1 от 21.12.2012, по станции Расшеватка – соглашениями № 403/3/1 от 15.12.2012, № 408/3/1 от 15.12.2012, а также договором на организацию расчетов № 1818/04-09 от 07.04.2009.

По условиям выше приведённых соглашений закреплено, что плата за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на ж/д путях общего пользования при задержке их в ожидании подачи на ж/д путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, грузоотправителя, пользователя, контрагента составляет 50% от ставок плат, приведённых в таблицах №№ 9, 10 тарифного руководства № 2.

B период октябрь-ноябрь 2013 года и апрель 2014 года на станцию Изобильная в адрес ООО «МЗК-Юг» прибывали порожние вагоны. В нарушение статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Изобильная в ожидании подачи на пути необщего пользования.

В указанный период у перевозчика отсутствовала возможность подачи спорных вагонов на пути необщего пользования по причине занятости фронта погрузки, в результате чего вагоны простаивали на путях общего пользования станции. Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции оформлен актами обшей формы на начало простоя №№ 2/599, 1/1187, 2/597, 1/1197, 1/1028, 1/562, 1/1032, 2/606, 2/609, 2/612, 1/1232, 1/1235, 2/614, 2/617, 1/784, 1/585, 1/803, 1/552, 1/784, 1/876, 1/877, 1/877, 1/981, которые подписаны представителем ответчика без разногласий; актами общей формы на окончание простоя №№ 2/600, 1/1188, 2/598, 1/1198, 1/1029, 1/561, 1/1033, 2/607, 2/610, 2/613, 1/1233, 1/1236, 2/615, 2/618, 1/793, 1/586, 1/804, 1/561, 1/791, 1/879, 1/880, 1/892, 1/892, которые подписаны ответчиком с разногласиями.

За время нахождения вагонов на станции Изобильная истцом начислена и заявлена к взысканию плата в сумме 53 996 руб. 98 коп.

B период январь, февраль, апрель 2014 года на станцию Светлоград в адрес ООО «МЗК-Юг» прибывали порожние вагоны. В нарушение статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Изобильная в ожидании подачи на пути необщего пользования.

В указанный период у перевозчика отсутствовала возможность подачи спорных вагонов на пути необщего пользования по причине занятости фронта погрузки, в результате чего вагоны простаивали на путях общего пользования станции. Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции оформлен актами обшей формы на начало простоя №№ 1/57, 1/56, 1/217, 1/217; актами общей формы на окончание простоя №№ 1/61, 1/59, 1/221, 1/222. Указанные акты представителем ответчика подписаны с разногласиями

За время нахождения вагонов на станции Светлоград истцом начислена и заявлена к взысканию плата в сумме 151 188 руб. 45 коп.

B период сентябрь, октябрь, декабрь 2013 года и февраль 2014 года на станцию Расшеватка в адрес ООО «МЗК-Юг» прибывали порожние вагоны. В нарушение статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Изобильная в ожидании подачи на пути необщего пользования.

В указанный период у перевозчика отсутствовала возможность подачи спорных вагонов на пути необщего пользования, по причине занятости фронта погрузки, в результате чего вагоны простаивали на путях общего пользования станции. Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции оформлен актами обшей формы на начало простоя №№ 1/441, 1/426, 1/425, 1/437, 1/448, 1/453, 1/454, 1/455, 1/469, 1/468, 1/487, 1/493, 1/510, 1/517, 1/436, 1/539, 1/556, 1/199, 1/105, 1/106, 1/107, 1/110, 1/1017, 1/994, которые подписаны представителем ответчика без разногласий; актами общей формы на окончание простоя №№ 1/446, 1/432, 1/431, 1/440, 1/450, 1/458, 1/456, 1/457, 1/474, 1/490, 1/491, 1/497, 1/513, 1/521, 1/439, 1/542, 1/566, 1/200, 1/109, 1/109, 1/112, 1/1065, 1/1006, которые подписаны ответчиком с разногласиями

За время нахождения вагонов на станции Расшеватка истцом начислена и заявлена к взысканию плата в сумме 162 183 руб. 10 коп.

Ответчик отказался от внесения платы, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время 4 А53-17320/2014 задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Суды первой инстанции установил, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине ответчика подтвержден актами общей формы.

В своей апелляционной жалобе ООО «МЗК-Юг» приводит доводы, направленные на оспаривание размера взысканной с него платы за простой вагонов, однако правомерность составления актов общей формы ответчик не оспаривает.

Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Право на получение платы за сверхурочное нахождение вагонов на ж/д путях общего пользования истец основывает, прежде всего, на положениях заключённых с ответчиком соглашений, согласно которым размер такой платы составляет 50 % от плат, приведенной в таблицах №№ 9, 10 Тарифного руководства № 2.

В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2). Согласно пункту 22 Тарифного руководства № 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и № 10 Тарифного руководства № 2.

В таком же порядке исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А53-29347/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также