Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А53-175/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-175/2015

28 апреля 2015 года                                                                           15АП-5461/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ильина М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,

при участии:

от ответчика –Мельниковой О.В. по доверенности от 14.06.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калайчева Бранислава Лазаревича

на решение  Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2015 по делу № А53-175/2015,

принятое в составе судьи Корха С.Э.,

по иску индивидуального предпринимателя Калайчева Бранислава Лазаревича (ИНН 235306288005, ОГРНИП 305235319600012)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»  (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Калайчев Бранислав Лазаревич (далее – ИП Калайчев Б.Л., истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее– ОАО «РЖД», ответчик) о  взыскании 101598,47 руб. неосновательного обогащения.  

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2015 с ОАО «РЖД» в пользу ИП Калайчева Б.Л. взыскано 24608,08 руб. неосновательного обогащения, а также 1294,53 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

ИП Калайчев Б.Л. обратился с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил отменить решение  суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что акты общей формы не соответствуют Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Вывод суда о том, что акты общей формы, на основании которых начислена спорная плата, были вручены истцу и у него имеются, ему известно о факте простоя вагонов, необоснован. Предприниматель не был уведомлен ОАО «РЖД» о прибывшем в его адрес грузе, по актам общей формы к накопительным ведомостям, по которым произведено списание платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику. Расчет истца, произведенный с применением коэффициента- 3,159 не соответствует условиям договора №60 от 04.04.2012.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» апелляционную жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ИП Калайчевым Б.Л. и ОАО «РЖД» в лице Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») заключен договор на организацию расчетов N 1835/043-09 от 07.04.2009, а также договор N 60 от 04.04.2012 на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с осуществлением выгрузки (товарно-штучные грузы) из вагонов клиентом на местах общего пользования, принадлежащих перевозчику.

Договор N 60 регулирует порядок подачи, уборки, выгрузки вагонов, прибывающих в адрес истца на станцию Тимашевская, а также размер, основания и порядок внесения платежей перевозчику. Предметом договора является подача, расстановка на места выгрузки и уборки локомотивом перевозчика вагонов, независимо от их принадлежности, с мест общего пользования, принадлежащих перевозчику и расположенных на пути общего пользования N 57 станции Тимашевская от стрелочного перевода N 73 (в соответствии с ТРА станции).

Вместимость 57 пути (мест выгрузки) составляет 35 вагонов (пункт 6 договора).

В соответствии с пунктом 9 договора, для осуществления выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2003 г. N 70 следующие технологические нормы 135 минут на один вагон.

Согласно подпунктам б, в пункта 11 договора, клиент уплачивает перевозчику:

-плату за нахождение на местах общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, под грузовыми операциями в размере, установленном пунктом 6 Тарифного руководства N 2 для вагонов перевозчика и в размере 50% ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 для вагонов, не принадлежащих перевозчику;

- плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на места общего пользования по причинам, зависящим от Клиента, в размерах, установленных пунктами 11 или 12 Тарифного руководства N 2 в зависимости от принадлежности вагонов.

Пунктом 12 договора предусмотрено, что расчеты по договору производятся клиентом в соответствии с условиями договора на организацию расчетов N 1835/043-09 от 07.04.2009.

Пунктом 1.1. договора N 1835/043-09 предусмотрено, что договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент.

На основании договора клиенту открыт лицевой счет и присвоен код плательщика N 4400417550 (п. 1.2).

Списание денежных средств с лицевого счета клиента производится в соответствии с действующим в ОАО «РЖД» порядком, на основании кода плательщика и наименования клиента в перевозочных и (или) иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (п. 1.3).

В соответствии с пунктом 2.1.1 в обязанности истца входит осуществление своевременного перечисления дороге денежных средств в количестве, достаточном для взимания платежей, оплату которых осуществляет клиент.

В период март - май 2014 адрес истца на станцию Тимашевская СКжд по накладным СМГС N 52635414, 52635422, 52635489, 52635380, 24240848, 24246233, 52119617, 52110921, 24278012, 52147303, 52158631, 52125929, 24615239, 24508129, 52650504, 52635703, 52635612, 52635703, 52635547, 52650850 прибывали вагоны с импортным грузом.

Как следует из материалов дела, вагоны простаивали по причине ожидания телеграммы, подтверждающей грузополучателя, поскольку в железнодорожных накладных были указаны два грузополучателя – ИП Калайчев Б.Л. и ООО «Краун Корк Кубань».

Факт задержки вагонов оформлен актами общей формы, на основании актов общей формы перевозчик составил накопительные ведомости N 301203, 301204, 301206, 301207 и произвел списание с лицевого счета истца платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику (плата за пользование вагонами), в сумме 10598,47 руб.

Факт списания денежных средств с лицевого счета истца подтверждается счет-фактурами № 0000010000000640/12000188919, 0000010000000640/1200017548 и актом оказанных услуг № 4400417550/2013126 от 31.12.2013.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с положениями статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Отношения по перевозке грузов по железным дорогам Венгрия – Украина и Российская Федерация регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС).

Согласно § 1 статьи 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении на условиях названного СМГС производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС.

Венгрия, Украина и Российская Федерация являются участницами СМГС, следовательно, положения данного соглашения подлежат применению к спорным отношениям сторон.

Исковые требования в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 24608,08 руб., списанной на основании накопительных ведомостей № 301205, 301207 за время нахождения вагонов в зоне таможенного контроля правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС).

В соответствии со статьей 18 ТК ТС и статьей 66 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании в РФ) ОАО «РЖД» является таможенным перевозчиком (номер свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков 10000/0 ЮЗА).

В силу пункта 1 статьи 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

На основании статьи 216 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является представление транзитной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.

В силу статьи 225 ТК ТС при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по завершению процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.

Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации, а также имеющихся у него иных документов не может превышать 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа.

Таким образом, обязанность оформления транзитной декларации возложена на перевозчика норами закона, и, несмотря на то, что п. 2.1.4. договора № 1835/043-09 установлена обязанность клиента по возмещению расходов дороги, связанных с оформлением транзитной декларации, обязанность внесения данных платежей не может быть возложена на грузополучателя. Оплата любой дополнительной услуги предполагает добровольно взятое на себя обязательство одной стороной оказать услугу, и соответственно обязанность другой стороны оплатить оказанную услугу. В рассматриваемом случае оформление перевозчиком транзитной декларации вытекает из требований закона и является обязательной процедурой, которая возложена на ОАО «РЖД», как на таможенного перевозчика и является необходимым условием исполнения обязанности перевозчика по договору перевозки и не может быть оценено как дополнительная услуга, требующая отдельной оплаты.

Отказывая  в удовлетворении исковых требованиях

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А53-13665/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также