Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А01-2164/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А01-2164/2014

09 апреля 2015 года                                                                              15АП-3455/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.,

судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,

при участии:

от заявителя: представитель Ахметов Э.Р. по доверенности;

от заинтересованных лиц: представители не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ЗАРЕМ»

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 23.01.2015 по делу № А01-2164/2014

по заявлению открытого акционерного общества «ЗАРЕМ»

к заинтересованным лицам: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

о признании незаконным действий (бездействия),

принятое в составе судьи Афашагова М.А.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «ЗАРЕМ» (далее – общество, ОАО «ЗАРЕМ») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее – ТУ ФАУГИ), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) со следующими требованиями:

- признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:000000:55 по заявлению ОАО «ЗАРЕМ» от 12.08.2013 №277 в предусмотренные законом сроки;

- признать незаконным отказ Росимущества от 24.11.2014 №ПП-10/50026 и отказ ТУ ФАУГИ от 01.12.2014 №2040 в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 площадью 239 471 кв.м. и образовании из него земельного участка площадью 5134 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0504001:132 по заявлению ОАО «ЗАРЕМ» от 12.08.2013 №277 как не соответствующий положениям статьи 11.3 Земельного кодекса РФ;

- обязать ТУ ФАУГИ принять решение об образовании земельного участка площадью 5134 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0504001:132 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, путем раздела земельного участка площадью 239 471 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0000000:55 по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шовгенова, 362, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 в измененных границах (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых обществом действий (бездействия) и решений государственных органов.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на его незаконность и не обоснованность. В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы. ТУ ФАУГИ нарушен предусмотренный п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ срок рассмотрения заявления общества о разделе земельного участка и принятия по нему решения. Решение Росимущества от 24.11.2014 об отказе в разделе земельного участка является незаконным, поскольку указанное в нем требование о необходимости согласования заявления о разделе земельного участка с МЧС России действующим законодательством не предусмотрено. Отношения по разделу земельного участка в рассматриваемом случае регулируются положениями пунктов 1 и 4 ст. 11.2, пунктов 1 и 6 ст. 11.4, пунктом 4 ст. 11.8, ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Общество предоставило все требуемые согласно закону документы (кадастровый паспорт образуемого земельного участка под убежище, кадастровый паспорт арендуемого земельного участка в измененных границах, межевые планы).

В межевых планах имеются заключения кадастрового инженера о том, что образование земельных участков произведено в соответствии со ст.ст.11.2, 11.4 и 11.9 Земельного кодекса РФ, и образуемый и измененный земельный участки соответствуют требованиям земельного законодательства. Росимущество и ТУ ФАУГИ не доказали несоответствие размеров и площадей образуемого и измененного земельных участков нормам предоставления земельных участков.

ТУ ФАУГИ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.

ТУ ФАУГИ и Росимущество своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.

В судебном заседании представитель общества поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «ЗАРЕМ» на основании договора аренды №19 от 18.06.2008 с ТУ ФАУГИ является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 01:08:0000000:55 общей площадью 239 471 кв.м., находящегося по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шовгенова, 362, с разрешенным использованием для размещения объектов завода и подъездных железнодорожных путей. Срок аренды земельного участка - 49 лет.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ ОАО «ЗАРЕМ» обратилось 12.08.2013 (исх.№277) в ТУ ФАУГИ с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 и образования из него путем выдела земельного участка площадью 5134 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0504001:132, на котором расположен объект гражданской обороны (убежище), являющийся федеральной собственностью. Одновременно общество заявило о своем отказе от права аренды образуемого земельного участка площадью 5134 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0504001:132.

В ответ на данное заявление ТУ ФАУГИ своим письмом от 13.09.2013 (исх.№1871) сообщило обществу о том, что для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 и образовании из него земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504001:132 необходимо письменное согласие залогодержателей, поскольку право аренды общества находится в залоге.

Общество предоставило ТУ ФАУГИ (письмо от 17.09.2013г. исх.№27/17) письменные согласия залогодержателей в лице банков-кредиторов на раздел данного земельного участка.

После этого ТУ ФАУГИ сообщило обществу письмом от 22.10.2013 (исх.№2173) о том, что представленный для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 и образовании из него земельного участка с кадастровыми номерами 01:08:0504001:132 пакет документов в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея направлен 21.10.2013 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) для принятия соответствующего решения. В данном письме также было указано, что о результатах принятого решения обществу будет сообщено дополнительно.

05.11.2014, в связи с тем, что решения по заявлению общества от 12.08.2013 №277 о разделе земельного участка не было принято в установленный законом срок, ОАО «ЗАРЕМ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия ТУ ФАУГИ незаконным и обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55.

После подачи в арбитражный суд заявления обществом был получен ответ ТУ ФАУГИ от 01.12.2014 №2040 с приложением письма Росимущества от 01.12.2014 №2040, которым Росимущество выразило решение об отказе в образовании земельного участка площадью 5134 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0504001:132 в границах, указанных в кадастровом паспорте данного земельного участка, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55 общей площадью 239 471 кв.м.

Считая данный отказ Росимущества незаконным и нарушающим права заявителя, общество уточнило требования, рассматриваемые в настоящем деле.

Повторно исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежали отклонению по следующим основаниям.

В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа, решений, действий (бездействий) государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно положениям части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, обращаются в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с заявлением о приобретении прав на него с приложением кадастрового паспорта участка. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, первоначально общество обратилось в адрес ТУ ФАУГИ с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0000000:55.

В связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке помимо объектов общества (здание перекачивающей станции литер «АФ», уборная литер «Г») расположен объект недвижимости «убежище», находящийся в собственности Российской Федерации, 08.05.2013 за (исх. 983) обществу было сообщено о невозможности передачи указанною земельного участка в собственность.

Затем обществом был выделен в самостоятельный земельный участок территория, на котором расположен объект гражданской обороны «убежище», площадью 5134 кв.м. после чего общество обратилось с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:55, приложив к заявлению необходимые документы (кадастровый паспорт, правоустанавливающие документы, межевой план).

Пунктом 4.2.25 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 № 374 установлено, что территориальный орган принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше 10 гектар по поручению Росимущества.

В соответствии с данным Положением о ТУ ФАУГИ, 21.10.2013, пакет документов, представленный обществом, был направлен в Росимущество для рассмотрения и направления соответствующего поручения, о чем было сообщено обществу 22.10.2013.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ТУ ФАУГИ совершило все возможные действия,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А53-1108/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также