Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А32-35243/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-35243/2014

25 марта 2015 года                                                                             15АП-333/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чотчаева Б.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.

при участии:

от истца: представитель не явился, направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «БРИГ»        на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 24.11.2014 по делу № А32-35243/2014

по иску открытого акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (ОГРН 1022302380638 ИНН 2315004404)      к обществу с ограниченной ответственностью «БРИГ» (ОГРН 1082315007279 ИНН 2315147441)            о взыскании задолженности,      принятое в составе судьи Огилец А.А.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (далее – истец, порт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «БРИГ» (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности в сумме 58 346 рублей 05 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 333 рублей 84 копеек.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2014 отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на нарушение истцом норм процессуального права, выразившиеся в ненаправлении в адрес ответчика искового заявления с приложениями, а также счета от 31.01.2013 №68.

В материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Отзыв судом приобщен к материалам дела.

Представители истца и ответчика в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2012 между портом (далее - порт) и обществом (далее - заказчик) заключен договор №602-8598Г/1934/12 перевалки и транспортной экспедиции угля навалом, вывозимого с территории Российской Федерации (далее - договор, л.д. 11-28).

Согласно пункту 2.2 договора в рамках договора перевалки порт обязуется оказывать заказчику услуги по перевозке груза с внутрипортовым перемещением и по прямому варианту угля каменного навалом марок Г, Д, СС и Т, поставляемого заказчиком за пределы территории Российской Федерации и прочие услуги, связанные перевалкой груза в морском порту.

В соответствии с пунктом 2.3 договора в рамках договора транспортной экспедиции порт обязуется оказывать заказчику услуги неполного ТЭО в отношении всех грузов, которые перегружаются портом в соответствии с пунктом 2.2 в рамках договора перевалки, а так же предоставлять прочие транспортно-экспедиционные услуги по заявке заказчика.

Как предусмотрено пунктом 4.2.25 договора, заказчик обязан возмещать порту всю начисляемую железной дорогой плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта, включая НДС, в том числе плату за пользование вагонами собственным и привлеченным  перевозчиком. Основанием для оплаты будет являться предоставление портом копий ведомостей подачи и уборки вагонов по форме ГУ 46 ВЦ и выставление портом счета.

Согласно пункту 10.7.4 договора порт выставляет заказчику, а заказчик оплачивает: счета по оплате за пользование вагонами и штрафы в порядке возмещения сумм, предъявленных порту железной дорогой; счета, счета-фактуры за занятость подъездных порта арендованными и собственными вагонами в ожидании оформления возвратных документов на основании акта.

На основании ведомостей подачи и уборки вагонов №№022005, 022007, 023210, 0223211, 023215 (л.д. 61-65) ответчику была начислена плата за пользование вагонами в сумме 58 346 рублей 05 копеек, которая на момент вынесения обжалуемого судебного акта ответчиком не оплачена.

04.08.2014 истцом в адрес направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ (далее - Устав), за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 34 постановления от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве №2.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Названная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 №4387/2010 и от 10.03.2009 №14391/2008.

Тарифное руководство №2 разработано и введено в действие в соответствии со статьей 44 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 №2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (далее - ТУЖД) и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1998 №1029 «О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте», в котором определены основные методологические принципы исчисления ставок платы.

В связи с вступлением в действие с 19 мая 2003 года Федеральных законов от 10 января 2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 №476 «О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта», в соответствии с которым постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1998 года №1029 утратило силу, вновь требуется разработка основных принципов построения платы за пользование вагонами и контейнерами ОАО «РЖД» и новых правил применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами ОАО «РЖД».

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, применение отдельных положений Тарифного руководства №2, не соответствующих Уставу, может применяться только на основании заключенных сторонами договоров.

20.12.2012 между истцом и ОАО «РЖД» заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги № 325/7/617/09 от 01.04.2009 (далее - договор№325, л.д. 32-41).

Пунктом 16.1 договора №325 в редакции протокола разногласий от 26.02.2010 (л.д. 50-55) предусмотрена обязанность порта, как владельца железнодорожного пути необщего пользования, оплачивать в пользу ОАО «РЖД» плату за пользование вагонами.

Данная обязанность также предусмотрена статьей 62 Устава, согласно которой владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

Порядок исчисления оплачиваемого портом времени пользования вагонами установлен пунктом 15 договора №325 в редакции протокола разногласий.

Согласно пункту 15 договора №325 время пользования вагонами владельцем железнодорожного пути исчисляется с момента передачи вагонов владельцу на выставочных путях с учетом периодов зачисления на ответственность до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время пользования вагонами не включается технологическое время.

Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов форма ГУ-46 (пункт 4 4.2.25 договора, пункт 16.4 договора №325, в редакции протокола разногласий).

В январе 2013 года обществом в адрес порта были направлены: вагон №67694836 (железнодорожная транспортная накладная ЭУ 119883, л.д. 69-70); вагон №66046335 (железнодорожная транспортная накладная ЭУ 119615, л.д. 71-72); вагоны №№65000770,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А32-39940/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также