Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А53-15207/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-15207/2014 02 марта 2015 года 15АП-266/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И. судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г. при участии: от истца: извещен, не явился; от ответчика: представитель Лунякин И.Е. по доверенности от 15.10.2014 г., паспорт рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2014 по делу № А53-15207/2014 по иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону к ответчику - акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-дону" о взыскании задолженности и пени принятое в составе судьи Димитриева М.А. УСТАНОВИЛ: Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ПО "Водоканал" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2009 по 30.06.2014 в размере 6 071 582 рубля 63 копейки, пени за период с 01.01.2009 по 30.06.2014 в размере 1 375 387 рублей 37 копеек. Решением суда от 03.12.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при расчете арендной платы необходимо применять ставку в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Земельный участок согласно условиям договора предоставлен не для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а для эксплуатации склада хлора и коагулянта. Выводы суда о необходимости применения при расчете ставки арендной платы 0,3% от кадастровой стоимости для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ являются ошибочными. Вывод суда о необходимости применении льготы к ответчику как осуществляющему социально значимые виды деятельности, неправомерен В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 февраля 2000 года между Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (арендодатель) и Муниципальным предприятием "Водоканал" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 730 "и", по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду целый земельный участок общей площадью 15837 кв. м для эксплуатации склада хлора и коагулянта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, левый берег р. Дон, промзона "Заречная", кадастровый номер 61:44:06:2507:3 на основании постановления главы администрации города Ростова-на-Дону от 25.08.1995 N 1123 сроком на 49 лет с 25.08.1995 по 25.08.2044. В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы за земельный участок рассчитывается по формуле 2.3.1 и составляет на момент заключения договора 48 271 рубль 18 копеек. Согласно пункту 2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартальными равными частями (1/4) от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала. Пунктом 2.8 договора предусмотрено, что в случае невнесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере, установленном налоговым законодательством для налогоплательщиков на момент внесения арендной платы. 27.10.2005 дополнительным соглашением N 2 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 21.02.2000 N 730 "и". Как указывает истец, ответчиком не исполнялись обязательства по внесению арендных платежей, в связи с чем, образовалась задолженность за период 01.01.2009 по 30.06.2014 в размере 6 071 582 рублей 63 копеек, пени за период с 01.01.2009 по 30.06.2014 в размере 1 375 387 рублей 37 копеек. Невыполнение договорных обязательств по внесению арендной платы явилось основанием обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате и пени. Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В порядке статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Спорный земельный участок является земельным участком, собственность на который не разграничена. Согласно абзацам 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, спорный земельный участок находится в распоряжении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону. В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, при прекращении договора аренды - вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки возвращения имущества. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или во временное пользование. Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что размер арендной платы устанавливается договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Кодекса. Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 данного Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09 и от 02.02.2010 N 12404/09. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009. Применение прогнозируемого индекса инфляции не ставится в зависимость от способа определения арендной платы, от того, определена ли она на основании кадастровой стоимости, либо по результатам торгов, либо на основании рыночной стоимости земельных участков. Данный подход соответствует подходу, получившему отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в соответствии с которым арендная плата ежегодно пересматривается в связи с изменением в одностороннем порядке на величину коэффициента-дефлятора (разъяснения соответствующих пунктов содержатся, в частности, в письмах Минэкономразвития от 16.03.2010 N Д23-860 и от 11.06.2010 N Д23-2129). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Согласно принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. При определении размера арендной платы в спорный период истцом была применена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости для земельных участков в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (пункт 9.1 постановления мэра города Ростова-на-Дону от 09.04.2012 N 1420 (в редакции от 01.07.2009). Общество полагает неправомерным применение ставки арендной платы, равной 0,7%, считает, что расчет должен быть произведен, исходя из ставки, равной 0,3%, предусмотренной для земельных участков, предназначенных для объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Оценив указанный довод ответчика, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения при расчете задолженности по арендной плате ставки арендной платы, равной 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону N 240 от 09.04.2012 г. (в редакции от 19.05.2014) предусмотрено, что на территории города Ростова-на-Дону при определении арендной платы на год используется способ расчета арендной платы, исходя из ставки арендной платы, по утвержденной формуле, и способ определения арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (фиксированный процент от кадастровой стоимости земельного участка). В пункте 2 постановления Администрации г. Ростова-на-Дону N 240 от 09.04.2012г. указано, что размер арендной платы на год за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, определяется на основании кадастровой стоимости таких земельных участков в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка в случаях "при предоставлении земельных участков (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляет 0,7 процента кадастровой стоимости таких земельных участков". Согласно пункта 9 раздела 2 "Ставки арендной Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А53-22159/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|