Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А32-37947/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-37947/2014

26 февраля 2015 года                                                                        15АП-418/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Барановой Ю.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца: извещено, не явился;

от ответчика: извещено, не явился

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края

от 15.12.2014 по делу № А32-37947/2014

по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края

к ответчику - закрытому акционерному обществу "Р-Фарм"

о взыскании неустойки

принятое в составе судьи Орловой А.В.

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Р-Фарм" о взыскании неустойки в размере 23 410 руб. 75 коп. по государственному контракту от 01.02.2012 г. N5-Г/М 0318200063911003849-0053151-01.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 15.12.2014  с закрытого акционерного общества "Р-Фарм", г. Москва (ИНН 7726311464, ОГРНИП 1027739700020) в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН 2309053058, ОГРН 1032307165967) взыскано 6 587 руб. 48 коп. неустойки. В остальной части иска отказано. С закрытого акционерного общества "Р-Фарм", г. Москва (ИНН 7726311464, ОГРНИП 1027739700020) в доход Федерального бюджета РФ взыскано 562 руб. 80 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что условия контракта от 01.02.2012 соответствуют положениям закона №94-Ф/З от 21.07.2005, ответчиком контракт не был расторгнут, произведенный истцом расчет неустойки  соответствует пункту 6.1.2 контракта.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От ответчика поступил письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении  апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством здравоохранения Краснодарского края (Государственным заказчиком) и ЗАО "Р-Фарм" (поставщик) заключен государственный контракт на поставку медицинской продукции для государственных нужд на 2012 год от 01.02.2012 г. N 5-Г/М 0318200063911003849-0053151-01.

Предметом контракта являлась поставка лекарственных препаратов, которая осуществляется в количестве, в ассортименте, по цене и в сроки, указанные в Спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

По условиям п. 1.1. государственного контракта поставщик обязался осуществить поставку товара получателю, а получатель - принять и оплатить медицинскую продукцию на условиях настоящего контракта.

Согласно п. 1.4. государственного контракта поставщик производит поставку медицинской продукции в течение 10-ти дней с даты заключения контракта.

Цена настоящего контракта составляет 9 458 889 руб. 60 коп. Порядок оплаты: безналичный расчет, в течение 30 банковских дней с даты поставки медицинской продукции на расчетный счет поставщика (п. 4.2., 4.3. государственного контракта).

Согласно п. 6.1.2. государственного контракта поставщик за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств уплачивает государственному заказчику пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы контракта, в случае если поставщик нарушил срок поставки.

Как следует из материалов дела, по товарным накладным N 1202030021 от 03.02.2012 (фактически поставка осуществлена 06.02.2012); N 1202090721 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 13.02.2012); N 1202090726 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202090729 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202090728 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202090731 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202090725 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202090727 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012); N 1202150222 от 15.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202090733 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202090735 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202150225 от 15.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202150223 от 15.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202090734 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202150224 от 15.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202090732 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012); N 1202240365 от 24.02.2012 (фактически поставка осуществлена 29.02.2012); N 1202090734 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 17.02.2012) ответчик поставил медицинскую продукцию на общую сумму 9 458 889 руб. 60 коп.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 48-9140/14-01.1-05 от 28.08.2014 об уплате неустойки, которая оставлена без удовлетворения.

В связи с невыполнением ответчиком предложений истца по добровольной уплате неустойки Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось с иском в арбитражный суд.

Государственный контракт от 01.02.2012 г. N 5-Г/М 0318200063911003849-0053151-01 представляет собой государственный контракт на поставку товара для государственных нужд, правоотношения из которого регулируются § 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно статье 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Согласно п. 6.1.2. государственного контракта поставщик за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств уплачивает государственному заказчику пени, в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы контракта, в случае если поставщик нарушил срок поставки.

В рамках настоящего спора истцом заявлено 23 410 руб. 75 коп. неустойки за период с 16.02.2012 по 29.02.2012.

Поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком сроков исполнения обязательств по контракту и не оспорен ответчиком, а доказательств наличия обстоятельств, определенных частью 11 статьи 9 Закона N94-ФЗ в качестве оснований освобождения от ответственности поставщика, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязательство по контракту, ответчиком не представлено, требования истца о взыскании неустойки являются правомерными.

Однако, при этом из расчета неустойки следует, что истец начисляет неустойку на сумму контракта - 9 458 889 руб. 60 коп.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в постановлении Президиума ВАС РФ N 5467/14 от 15.07.2014 г. разъяснено: "начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Кодекса, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции".

На основании изложенного, суд верно указал о необоснованном начисление истцом неустойки на сумму 1 224 119 руб. 39 коп., так как медицинская продукция на указанную сумму поставлена в срок предусмотренный контрактом.

Следовательно, неустойка подлежит начислению в следующем порядке:

Товарная накладная N 1202090726 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 2 491 188 руб. 30 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 685 руб. 08 коп.;

Товарная накладная N 1202090729 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 502 345 руб. 65 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 138 руб. 15 коп.;

Товарная накладная N 1202090728 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 1 277 830 руб. 51 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 351 руб. 40 коп.;

Товарная накладная N 1202090731 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 25 089 руб. 00 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 06 руб. 90 коп.;

Товарная накладная N 1202090725 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 11 688 руб. 30 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 03 руб. 21 коп.;

Товарная накладная N 1202090727 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 51 948 руб. 00 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 14 руб. 29 коп.;

Товарная накладная N 1202090730 от 09.02.2012 (фактически поставка осуществлена 16.02.2012), период просрочки с 16.02.2012 по 16.02.2012: 168 932 руб. 60 коп. х 8,25% / 300 х 1 дн. = 46 руб. 46 коп.;

Товарная накладная N 1202150222 от 15.02.2012

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А53-13108/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также