Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А32-32940/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-32940/2013 24 февраля 2015 года 15АП-255/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Величко М.Г. судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В. при участии: от истца: не явился, извещен от ответчика: не явился,извещен от ООО "Торговый дом "Гермес": представитель Гончаров М.А., паспорт, доверенность от 20.02.2014 от НП "Общество профессиональных экспертиз": не явился, извещен от Авджян А.Р.: не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Туапсинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу № А32-32940/2013 (судья Савин Р.Ю.) по иску Администрации муниципального образования Туапсинского района к ответчику Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес"; некоммерческого партнерства "Общество профессиональных экспертиз"; Авджян А.Р. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка, УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление, ответчик) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 23.07.2012 N 27/13 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, обязании управления Росреестра по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301002:87, площадью 9800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Кошкина,15 "а", равной 68554626 руб. (далее - спорный земельный участок). Требования мотивированы значительной разницей между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка, а также отсутствием поручения истца ООО "Торговый дом "Гермес" на заключение договора на проведение оценки спорного земельного участка. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Гермес», некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертиз», Авджян А.Р. Решением от 14.11.2014 в иске отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 23.07.2012 N 27/13 незаконным. Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что основание для удовлетворения требования о пересмотре кадастровой стоимости у комиссии отсутствовало. Администрация оспаривает достоверность выводов оценщика о размере рыночной стоимости спорного земельного участка. Представленный обществом отчет об оценке не является достоверным, основывается на недостоверных сведениях об объектах-аналогах. Реальность рыночной цены земли не была исследована ни комиссией, ни судом первой инстанции. В судебное заседание истец, ответчик, НП "Общество профессиональных экспертиз" и Авджян А.Р., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, ответчика, НП "Общество профессиональных экспертиз" и Авджян А.Р. в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель ООО "Торговый дом "Гермес" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Торговый дом "Гермес" является арендатором спорного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2011 составляла 68554626 руб. ООО "Торговый дом "Гермес" обратилось к оценщику индивидуальному предпринимателю Авджян А.Р. для оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301002:87. Согласно отчету об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 N 720/5 рыночная стоимость указанного земельного участка составила 7600000 руб. Согласно экспертному заключению НП "Общество профессиональных экспертиз" N 77 от 22.06.2012 отчет об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 N 720/5 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности. ООО "Торговый дом "Гермес" 26.06.2012 обратилось к ответчику с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 23.07.2012 N 27/13 (далее - комиссия), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301002:87 установлена в размере его рыночной стоимости равной 7600000 руб. Истец не согласен с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, обратился в суд. Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности. Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. На территории Краснодарского края таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при котором создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2001 N П/512. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде. Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрен заявительный порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также установлен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. Из материалов дела следует, что ООО "Торговый дом "Гермес" был предоставлен полный перечень необходимых документов. Судом установлено, что ООО "Торговый дом "Гермес" обратилось к оценщику индивидуальному предпринимателю Авджян А.Р. для оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0301002:87. Согласно отчету об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 N 720/5 рыночная стоимость указанного земельного участка составила 7600000 руб. Согласно экспертному заключению НП "Общество профессиональных экспертиз" N 77 от 22.06.2012 отчет об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 N 720/5 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности. Доводы истца сводятся к тому, что ООО "Торговый дом "Гермес" не является лицом имеющим правом на обращение в комиссию по вопросу установления рыночной стоимости земельного участка, так как является арендатором земельного участка, а не его собственником. Суд первой инстанции правомерно указал, что у ООО "Торговый дом "Гермес" имеется достаточный правовой интерес в изменении кадастровой стоимости, как арендатора спорного земельного участка и плательщика арендной платы по договору. Кроме того, на возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только собственниками, но и любыми иными заинтересованными лицами указано Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости в Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 27.05.2011. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 N 13839/13 по делу N А33-11257/2012 сделан вывод о том, что несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов. Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений. Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что Президиум ВАС РФ в указанном выше Постановлении от 11.02.2014 N 13839/13 разъяснил, что рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А53-18400/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|