Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А32-8753/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-8753/2008

02 апреля 2009 г.                                                                                   15АП-1016/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.

при участии:

от заявителя – ООО «ЮСК» – генерального директора Гусенкова С.А., приказ от 25.05.2006 г. №22-л, представителя Гусенкова А.С., доверенность от 12.01.2009 г.

от государственного органа – ИФНС России №2 по г. Краснодару – представитель не явился, уведомление №93505,

от третьего лица – ИФНС России №1 по г. Краснодару – представитель не явился, уведомление №93507,

от третьего лица – ИФНС России №3 по г. Краснодару – представитель не явился, уведомление №93506,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России №2 по г. Краснодару

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от  09 декабря 2008 года  по делу № А32-8753/2008,

принятое в составе судьи Савченко Л.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южная страховая компания»

третьи лица – ИФНС России №1 по г. Краснодару, ИФНС России №3 по г. Краснодару,

о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару от 03.04.2008 г. №16-15/278 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Южная страховая компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару (далее – налоговая инспекция) от 03.04.2008г. №16-15/278 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, возмещении судебных расходов в размере 10000 рублей и государственной пошлины в сумме 2000 рублей (с учетом уточнения требований)

Определением суда от 04.08.2008г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИФНС России №1 по г. Краснодару, ИФНС России №3 по г. Краснодару.

Решением суда от 09.12.2008г. заявленные требования удовлетворены ввиду нарушения налоговым органом порядка рассмотрения материалов налоговой проверки. Понесенные обществом судебные расходы признаны обоснованными и разумными.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 09.12.2008г., полагая, что налоговое законодательство не предусматривает процедуру повторного вызова налогоплательщика для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Все материалы проверки, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, представлены обществом. В связи с этим, по мнению налогового органа, общество не может ссылаться на то обстоятельство, что оно не было ознакомлено с материалами проверки, не знало о их результатах. В части взыскания судебных расходов налоговая инспекция ссылается на недоказанность разумности понесенных обществом издержек на оплату услуг представителя.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд первой инстанции принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителей не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, что не препятствует судебному разбирательству в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 3 квартал 2007 года. Проверка начата 30 октября 2007 года, окончена 30 января 2008 года. По результатам проверки составлен акт №7851 от 31.01.2008 г., согласно которому установлено, что общество не является плательщиком НДС по основному виду деятельности, документы, подтверждающие раздельный учет не представлены, иных видов деятельности, кроме страховой, обществом в учетных данных не заявлено, в связи с чем налоговая инспекция пришла к выводу о завышении обществом НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 3 квартал 2007 года, на сумму 1470891 рубль.

27 февраля 2008 года налоговой инспекцией главному бухгалтеру общества вручено уведомление №16-14\282 о рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки по акту №7851 от 31.01.2008 г., назначенном на 3 марта 2008 года в 10 часов 00 минут.

28 февраля 2008 года в адрес общества направлено требование №16-14-294 о предоставлении в десятидневный срок со дня получения требования копий учетной политики на 2007 год, пояснения по ведению раздельного учета хозяйственных операций и страховой деятельности, пояснения по сроку действия лицензии на ведение страховой деятельности, виды деятельности по ОКВЭД.

Сопроводительным письмом от 28.02.2008 г. №84 общество направило в налоговую инспекцию лицензию С №3752 23 от 02.03.2006 г.  на осуществление страховой деятельности, приказ №23 «Об учетной политике ООО «Южная страховая компания на 2007 год».

3 марта 2008 года по результатам рассмотрения возражений общества по акту камеральной налоговой проверки №7851 от 31.01.2008 г. налоговой инспекцией составлено экспертное заключение №21-04/19, в котором сделаны выводы о необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе, путем истребования у общества в порядке статей 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сведений об учетной политике предприятия, документов, подтверждающих ведение раздельного учета на предприятии, сведений о сроке действия лицензии на осуществление страхования.

Рассмотрев материалы налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение №13 от 03.03.2008 г. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для получения пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для принятия соответствующего решения.

Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 30.10.2007 г. по 03.04.2008 г. (решение о дополнительных мероприятиях №13 от 03.03.2008 г.) заместитель начальника налоговой инспекции вынес решение №16-15/278 от 03.04.2008 г. об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 1470891 рубль.

По смыслу статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 Кодекса. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

На основании пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого она проводилась. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Пунктом 6 статьи 101 Кодекса установлено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. Таким образом, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Поскольку налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то лишение лица, в отношении которого проводилась выездная проверка, права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.

Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В постановлении от 12.02.2008 N 12566/07 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения незаконным.

Согласно пункту 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.

В рассматриваемом случае акт камеральной налоговой проверки №7851 от 31.01.2008 г. не содержал причины отказа в возмещении НДС, которые приведены налоговым органом при рассмотрении дела судом. Из акта камеральной налоговой проверки не следует, что причины отказа в возмещении НДС были обусловлены

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А32-16433/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также