Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2015 по делу n А53-20661/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20661/2014

22 февраля 2015 года                                                                        15АП-522/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Галова В.В., судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,

при участии:

от истца - представитель Те В.В. по доверенности от 15.10.2014;

от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - представитель Стехов Д.В. по доверенности;

от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Харько Л.В. по доверенности от 26.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Овчаренко Н.Н.) от 08.12.2014 по делу № А53-20661/2014 по иску акционерного общества "Водоканал Ростов - на - Дону"

(ОГРН 1056167043470, ИНН 6167081833) к ответчику: Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

(ИНН 6165035060 ОГРН 1026103739892)

 Министерству обороны Российской Федерации

(ИНН 7704252261 ОГРН 1037700255284) о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Водоканал Ростов - на - Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 453 115 рублей 50 копеек задолженности, 68 712 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиками обязательств в части оплаты оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению на объекте: г. Батайск, Авиагородок, общежития.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчики ссылались на те обстоятельства, что истцом не представлено доказательств подтверждающих самовольное пользование системами водоснабжения и канализацией, а также объемы (количество) питьевой воды и принятия сточных вод выделенных (предоставленных) для общежития по адресу: г. Батайск, Авиагородок. Так же ответчики полагают, что с даты подписания государственного контракта от 02.08.2010 № 1-УЖФ с Министерством обороны, обязанность по расчетам с ресурсоснабжающими организациями возникла у ОАО "Славянка".

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку общежития № 3, № 34 по адресу: г.Батайск, Авиагородок, были переданы в управление ОАО "Славянка" позже заявленного в рамках настоящего дела периода взыскания, истцом представлены надлежащие и относимые доказательства в части объема оказанных услуг, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2014 с ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России в пользу истца взыскано 453 115 рублей 50 копеек задолженности, 68 712 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В случае недостаточности денежных средств у ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России постановлено взыскание произвести с субсидарного должника – Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований – отказать.

В обосновании апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации приводит следующие доводы.

Согласно государственному контракту № 1-ТХ от 20.07.2010, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "РЭУ" вступившему в силу 01.07.2010г., последнее приняло на себя обязательство по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Согласно государственному контракту № 1-КЖФ от 21.07.2010 г., заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" и вступившему в силу с 01.07.2010 г., последнее приняло на себя обязательства по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с разделом 4 "Порядка обеспечения эксплуатации жилых помещений, возводимых по планам собственного строительства Министерства обороны Российской Федерации и приобретенных по заключенным государственным контрактам, во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.11.2010 г. №1550", утвержденного 15.12.2010 г. в целях обеспечения эксплуатации объектов Министерства обороны Российской Федерации в составе многоквартирного дома с иными собственниками уполномоченный Министерства обороны Российской Федерации участвует в выборе управляющий компании.

В соответствии с указанным Порядком от 15.12.2010 г. выбранная компания должна заключить договоры управления многоквартирными домами с эксплуатирующими организациями Министерства обороны Российской Федерации - ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка". Указанным эксплуатирующим организациям предоставляется Министерством обороны Российской Федерации в рамках заключенных государственных контрактов финансирование для оплаты услуг в отношении квартир, принадлежащим Министерству обороны Российской Федерации.

Истцом не представлено доказательств подтверждающих самовольное пользование системами водоснабжения и канализацией, а также объемы (количество) питьевой воды и принятия сточных вод выделенных (предоставленных) для общежития по адресу: г. Батайск, Авиагородок.

Также, по мнению апеллянта, оплата по водоснабжению общежития должна производиться за счет проживающих в нем граждан, заселенных в общежитие на основании договоров найма.

В обосновании апелляционной жалобы ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России приводит следующие доводы.

Объекты недвижимости - общежития, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск, Авиагородок дома № 3 и № 34, зарегистрированы по праву собственности за Российской Федерацией, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности (дом № 3 - от 14.05.2013 г. серия 61 A3 номер 499260, дом № 34- от 14.05.2013 г. серия 6ГАЗ номер 499259).

Право оперативного управления на объекты недвижимости - общежития, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Батайск. Авиагородок, дома № 3 и № 34, зарегистрировано за ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права (дом № 3 - от 23.05.2013 г. серия 61 A3 номер 784568, дом № 34- от 17.05.2013 г. серия 61-A3 номер 499335).

Основной целью деятельности в соответствии с Уставом ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России является осуществление в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием имущества Вооруженных Сил РФ, а так же управлению и распоряжению имуществом по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Для достижения целей указанных в п. 19 Устава ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России предусмотрен перечень видов деятельности, которыми занимается учреждение. Обеспечение объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, водоснабжением и водоотведением не входит в указанный список. А также п. 21 главы II Устава гласит, что учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.

Кроме того, по мнению апеллянта, у истца отсутствует право требования взыскания задолженности ввиду нарушения истцом порядка заключения государственного контракта.

Представители ответчиков в судебном заседании доводы жалоб поддержали,  просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель истца против доводов жалоб возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворений.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ОАО "ПО Водоканал" и ФГУП "Авиаприборный ремонтный завод" заключен государственный контракт № 9 от 01.02.2008 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на объекте: г. Батайск, Авиагородок, общежития. В соответствии с указанным договором ОАО "ПО Водоканал" отпускает через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду и принимает сточные воды, а абонент производит оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды.

В соответствии с договором, ОАО "ПО Водоканал" предоставляет ОАО "АПРЗ" возможность потреблять из городской системы водоснабжения питьевую и техническую воду в объеме установленного лимита и сбрасывать в горканализацию сточные воды, а абонент обеспечивает учет потребляемой воды и сбрасываемых стоков и оплачивать услуги по тарифам, утвержденным действующими нормативно-правовыми актами.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 1501 от 11.11.2010, общежития под № 3 и № 34, расположенные по адресу: Ростовская область. г.Батайск, Авиагородок № 3 и № 34, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России. Согласно актам приема-передачи ОС-1 от 31.05.2011, утвержденных Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ 14.12.2011, общежития № 3 и № 34 переданы на баланс ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России.

ОАО "ПО Водоканал" при этом не прекращало бесперебойное водоснабжение и водоотведение общежитий по адресам: Авиагородок, № 3 и № 34; услуги приняты потребителем.

В связи с отсутствием между ОАО "ПО Водоканал" и ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России договора на отпуск воды и прием сточных вод в спорный период, казенное учреждение является фактическим потребителем услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных истцом.

В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. Таким образом, отсутствие договорных отношений не является основанием для освобождения от исполнения обязательств по оплате полученной энергии.

Стоимость водопотребления и водоотведения за период с января по июнь 2012 года не оплачена. В связи с данными обстоятельствами, у ФГКУ "СКТУИО" Минобороны России образовалась задолженность за услуги ВКХ, оказанные за январь - июнь 2012 по объектам: общежития № 3 и № 34, в размере 453 115 рублей 50 копеек.

Истец в претензионном порядке не смог получить оплату по образовавшейся задолженности, ввиду чего изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованиями в защиту нарушенного права.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Спорные правоотношения по своей правовой природе подлежат правовому регулированию общими нормами обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же специальному регулированию главы 30 части второй названного кодекса, поскольку возникают из правоотношений в сфере потребления энергоресурса.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса применяются для договоров водоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2015 по делу n А53-18524/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также