Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А32-8395/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-8395/2014

06 февраля 2015 года                                                                        15АП-23401/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля  2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ванина В.В.

судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.

при участии:

от ООО «ГУК - Краснодар»: представитель Кокырца Т.Н., паспорт, по доверенности 08.10.2014; представитель Ток М.Б., паспорт, по доверенности от 08.07.2014;

от ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания": представитель Сердюкова В.Н., паспорт, по доверенности 17.02.2014 (до и после перерыва); представитель Кузько А.Д., паспорт, по доверенности от 10.04.2014 (после перерыва);

от РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено;

от Администрации Краснодарского края: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 05.11.2014 по делу № А32-8395/2014

по иску открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"

при участии третьих лиц РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края; Администрации Краснодарского края

о взыскании задолженности и процентов

принятое судьей Нигоевым Р.А.

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее – компания, ответчик) с иском о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 тепловую энергию в сумме 1 679 803 руб. 71 коп. (с учетом изменения размера исковых требований и отказа от  иска в части в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены РЭК-Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее – департамент), Администрация Краснодарского края (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 ноября 2014 года принят отказ истца от иска в части требований о взыскании процентов; производство по делу в данной части прекращено. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 1 679 803 руб. 71 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 29 798 руб. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 170 202 руб.

Ответчик обжаловал решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить в части взыскания задолженности и расходов по уплате госпошлины. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. При определении спорной задолженности суд первой инстанции необоснованно не применил приказ РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края № 8/2013-нп от 15.08.2013, которым в спорном периоде был установлен порядок определения количества тепловой энергии для целей горячего водоснабжения и применения двухкомпонентного тарифа в домах, где отсутствуют приборы учета.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила удовлетворить апелляционную жалобу и рассмотреть ее в отсутствие представителя администрации.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 29 января 2015 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.

Поскольку ответчик оспаривает решение суда только в части удовлетворения иска, и ни одна из сторон в судебном заседании не заявила возражений, законность и обоснованность судебного акта проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 августа 2013 года между обществом (ресурсоснабжающая организация) и компаний (исполнитель) был заключен договор снабжения коммунальными ресурсами для оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению № 535, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять коммунальный ресурс, а исполнитель обязался оплачивать принятый потребителями коммунальный ресурс, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и приборов (систем) коммерческого учета, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.

Предметом иска является требование о взыскании задолженности за поставленную в июле – декабре 2013 года тепловую энергию в сумме 1 679 803 руб. 71 коп. В остальной части задолженность ответчиком оплачена.

Как следует из пояснений сторон, сумма спора представляет собой разницу между стоимостью поставленного коммунального ресурса (горячее водоснабжение) в июле – августе 2013 года, определенной истцом и определенной ответчиком с применением различного количества тепловой энергии для подогрева воды, по домам, в которых отсутствуют приборы учета.

Ответчиком указанное количество определяется по формуле, установленной приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края № 8/2013-нп от 15.08.2013.

Истец полагает применение данного приказа в указанным период необоснованным, применяя при расчете объема поставленного коммунального ресурса показатель количества тепловой энергии для подогрева одного кубометра воды в соответствии с экспертным заключением РЭК-Департамента и тарифов Краснодарского края № 29-Т на 2012 года.

По своей правовой природе спорные правоотношения представляют собой отношения, связанные со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, к которым в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) применяются правила, предусмотренные статьями 539 – 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Поскольку в рамках спорных обязательств ответчик выступает абонентом, приобретая тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении проживающих в находящихся в его управлении многоквартирных домах граждан, постольку в силу выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 года № 525/09 по делу N А31-333/2008-8 правовой позиции в части определения объема потребленной тепловой энергии к спорным правоотношениям подлежит применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Кроме того, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением  Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 (далее – Правила № 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, а в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее – Правила № 307), поскольку в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 пункты 15 – 28 Правил № 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пункты 1 – 4 приложения № 2 к данным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) утрачивают силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, круг способов определения объема коммунального ресурса, поставленного в рамках правоотношений поставки тепловой энергии для оказания коммунальных услуг между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг определены императивной нормой.

Как следует из материалов дела, истцу на 2013 год был утвержден двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение, включающий компонент «тепловая энергия» (руб./Гкал) и компонент «холодная вода» (руб./куб.м).

При этом норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, включающий два указанных компонента, в 2013 году установлен не был. Как следует из письма РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края № 57-410/13-13 от 23.08.2013, не утверждение данного норматива обусловлено отсутствием нормативно установленного порядка его определения в связи с тем, что в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006, не были внесены соответствующий изменения, предусмотренные Постановлением  Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Ранее установленные приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 1 января в 2013 года были отменены приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.02.2013 № 3/2013-нп.

При этом приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.08.2013 № 8/2013-нп «Об определении расхода тепловой энергии в целях горячего водоснабжения в 2013 году» была установлена формула определения норматива потребления коммунальных услуг, определяющая расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, подлежащего применению в 2013 году в случаях отсутствия приборов учета (теплосчетчиков), регистрирующих одновременно объем потребления тепловой энергии и воды для целей горячего водоснабжения.

Как указано выше, часть 1 статьи 157 ЖК РФ предоставляет полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии – департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, установление нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае входит в компетенцию РЭК-Департамент  цен и тарифов Краснодарского края.

Таким образом, приказ РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.08.2013 № 8/2013-нп принят указанным органом в пределах его полномочий.

Приказ РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.08.2013 № 8/2013-нп является нормативным правовым актом, поскольку он отвечает установленным пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» признакам нормативного правового акта.

Приказ РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.08.2013 № 8/2013-нп был опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru, 16.08.2013), а также в газете «Кубанские новости» № 150, 21.08.2013, являющихся источниками официального опубликования нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А32-23833/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также