Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А53-22139/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-22139/2014

03 февраля 2015 года                                                                        15АП-22750/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барановой Ю.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца: представитель Денисова Д.С. по доверенности от 18.07.2014 г., паспорт; представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012 г., паспорт;

от ответчика: представитель Бражникова А.Н. по доверенности от 16.12.2013 г., паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" на решение  Арбитражного суда Ростовской области

от 17.11.2014 по делу № А53-22139/2014 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответчику - открытому акционерному обществу "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" о взыскании штрафа принятое в составе судьи Бирюковой В.С.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с требованиями к Открытому акционерному обществу "ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электронный завод" о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 226 800 руб.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 17.11.2014 с общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод" (ОГРН 1026102216623, ИНН 6150003065) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) взыскано 113 400 руб. штрафа за задержку вагонов, 7 536 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его  в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил  отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что доводы ответчика неправомерно отклонены судом, вагоны не принадлежат истцу, истец не является участником соглашения о разделении инвентарного парка от 22.01.1993, соглашения о совместном использовании грузовых вагонов от 12.03.1993. Договор от 23.04.2013 не содержит соглашения сторон о размере взимаемой перевозчиком платы за пользование вагонами, ему не принадлежащими. Железнодорожные администрации государств – участников соглашения пользуются вагонами без оплаты, оплате подлежит использование вагонов сверх установленной квоты на основе межправительственных соглашений, ОАО «РЖД» участником которых не является. Со стороны ответчика не допущено нарушений обязательств в части технологического оборота вагонов.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Представила дополнительные пояснения по делу.

Представители истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.04.2013 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" (владелец) заключен договор N 291/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод" при станции Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги.

В соответствии с настоящим договором осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути N 17 станции Локомотивстрой, локомотивом владельца.

В июле 2014 года в адрес ответчика на станцию Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги прибывали вагоны, которые подавались на путь необщего пользования, эксплуатация которого осуществляется в соответствии с заключенным между истцом и ответчиком договором N 291/1 от 23.04.2013 г.

В соответствии с п. 7 указанного договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика (истца) на выставочные пути NN 5, 7, 9, 11 станции. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца (ответчика) с расстановкой по местам выгрузки, погрузки.

Согласно п. 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования для вагонов с одной грузовой операцией устанавливается технологический срок оборота вагонов в летний период - 9,8 часов, в зимний период - 11,6 часов.

Поданные на путь необщего пользования ответчика вагоны были задержаны под грузовыми операциями сверх технологического срока оборота вагонов. Факт задержки вагонов подтверждается памятками приемосдатчика.

На основании ст. 47, 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ истец начислил ответчику штраф за задержку вагонов под грузовыми операциями на путях необщего пользования, который составил в общей сумме 226 800 руб.

Поскольку штрафные санкции ответчиком в добровольном порядке не уплачены, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Исходя из положений ст. 62 УЖТ РФ для взыскания штрафа необходимо наличие двух обстоятельств: задержка вагонов под грузовой операцией более чем на 24 часа сверх установленных договором сроков оборота вагонов и принадлежность вагонов перевозчику.

Представленными в материалы дела памятками приемосдатчика и составленными на их основании ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается время задержки вагонов под грузовой операцией более чем на 24 часа сверх установленных договором сроков оборота вагонов.

Судом установлено, что принадлежность вагонов перевозчику также подтверждается памятками приемосдатчика, в которых в графе "принадлежность" указано ЖДА - железнодорожная администрация, т.е. перевозчик. В ведомостях подачи и уборки вагонов в графе принадлежность указано "СНГ", данная аббревиатура обозначает, что вагоны принадлежат перевозчику - стране участнице СНГ, в случае принадлежности вагонов, иному юридическому лицу любой страны, но не перевозчику в соответствующих графах памяток и ведомостей указывается "СОБ", что обозначает собственный.

Принадлежность вагонов перевозчику, подтверждается справками из АБД ПВ. В соответствии с "Правилами эксплуатации и пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств" (утверждены на 36-м заседании Совета по железнодорожному транспорту - Участников Содружества). Учет вагонов осуществляется в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ).

В соответствии с п. 3.2. "Правил эксплуатации и пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств" в целях поддержания в актуальном состоянии автоматизированного банка данных вагонов инвентарного парка железных дорог железнодорожные администрации сообщают в ИВЦ ЖА происходящие пономерные изменения по вагонному парку, в том числе исключение из инвентаря, переоборудование в другой род вагонов, передачу в собственность организациям, предприятиям и частным лицам, приобретение вновь, перенумерацию в соответствии с действующими положениями.

В предоставленных в материалы дела справках из АБД ПВ на каждый спорный вагон, в графе "тип собственности" указано: принадлежит перевозчику. В графе страна собственника указано - Эстонская республика.

Понятие вагонов принадлежащих и не принадлежащих перевозчику содержится в п. 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N35/12 согласно которому под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.

Таким образом, нормативно установлено что вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, в данном случае Эстонской республике, являются вагонами принадлежащими перевозчику. В спорном случае для начисления штрафа на основании ст. 62 УЖТ РФ является значимым факт принадлежности вагонов перевозчику, независимо от того является ли данный перевозчик Российской железной дорогой или железной дорогой стран СНГ.

Принадлежность вагонов определяется по номерам вагонов в соответствии с Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Правил эксплуатации и пономерного учета номера собственных вагонов, номера вагонов, не принадлежащих перевозчику, начинаются с цифры "5". В данном случае расчет исковых требований произведен только по вагонам, номер которых начинается не с цифры "5", а по вагонам номера которых начинаются с цифр 2-4 и 6-9. В справочнике имеется два раздела, в разделе, устанавливающем нумерацию собственных вагонов, номера вагонов начинаются с цифры "5", указание на род вагонов, принадлежащих перевозчику, производится в указанных выше пределах, то есть с цифр 2 по 4 и с 6 по 9 цифра "5" для определения рода вагонов, принадлежащих перевозчику, не используется.

Таким образом, указание в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов на принадлежность вагонов перевозчику, с учетом информации изложенной в справках из АБДПВ, а также принимая во внимание нумерацию вагонов, за которые начислен штраф, исходя из нормативного понятия вагонов, принадлежащих перевозчику, содержащегося в п. 12 Тарифного руководства N 2 суд приходит к выводу, что предоставленными доказательствами в совокупности подтверждается спорных условно значимый статус подвижного состава для урегулирования отношений сторон, как вагонов принадлежащих перевозчику.

В целях придания определенности отношениям сторон в рамках совокупного перевозочного процесса иностранная принадлежность вагонов или контейнеров законодателем не востребована. В силу общей правовой природы таких отношений, как отношений по предоставлению услуги и их специфических свойств, определяемых алгоритмом перевозки железнодорожным транспортом, буквальна вещно-правовая принадлежность не является критерием разграничения прав и обязанностей их участников.

В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43 расчет указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах общего пользования, составленными на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на места общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.

В соответствии с п. 12 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом к искам перевозчика о взыскании штрафов должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные перевозчиком требования, например: акт общей формы, коммерческий акт, копия накладной, расчет суммы штрафа, уведомление о размере штрафов, направленное перевозчиком, извещение, направленное перевозчиком грузоотправителю о задержке вагонов, контейнеров, памятка приемосдатчика или ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения принятой заявки на перевозку грузов, вагонный лист и другие документы.

В статье 99 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А53-21632/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также