Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А53-13675/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13675/2014

02 февраля 2015 года                                                                        15АП-23581/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.

при участии:

от истца: представитель Гермашев А.Н., паспорт, доверенность от 19.11.2014

от ответчика: не явился, извещен

от Правительства Ростовской области: не явился, извещен

от Администрации г. Шахты: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2014 по делу № А53-13675/2014 (судья Пипник Т. Д.)

по иску общества с ограниченной ответственностью  "ЮГМЕТАЛЛСНАБ-ХОЛДИНГ" (ИНН 6164081948 ОГРН 1026103276825)

к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области,  Администрации г. Шахты

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

стоимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ЮГМЕТАЛЛСНАБ-ХОЛДИНГ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 61:59:020326:0157, площадью 37319,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Веселый, 36-а; с кадастровым номером 61:59:020326:0158, площадью 17753,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Веселый, 36-а равной рыночной.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области и Администрация г. Шахты.

Решением от 03.12.2014 иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:59:020326:0157 в размере 5 781 000 руб.; с кадастровым номером 61:59:020326:0158 в размере 2 750 000 руб. С депозитного счета арбитражного суда перечислено ООО "Аудиторская фирма "Траст-Аудит" 70 000 рублей за проведение экспертизы и подготовку заключения.

Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.12.2014. В обоснование жалобы заявитель указывает, что экспертное заключение от 31.07.2014 № 46 является недопустимым доказательством по делу. Используемые оценщиком объекты-аналоги значительно меньше площади объекта оценки. Кроме того, объекты-аналоги были выставлены на срочную продажу, что по данным агентств недвижимости приводит к существенному занижению стоимости объекта продажи. Из приведенных экспертом материалов определить расположение объектов-аналогов затруднительно, а в некоторых случаях невозможно, некоторые объекты-аналоги расположены за чертой города.

В судебное заседание ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчик и третьих лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником земельных участков: с кадастровым номером 61:59:020326:0157, площадью 37319,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Веселый, 36-а; с кадастровым номером 61:59:020326:0158, площадью 17753,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Веселый, 36-а равной рыночной. Это подтверждено свидетельствами о регистрации права от 21.08.2007 N 61-АГ 701751, N 61-АГ 701752.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка 61:59:020326:0157 его кадастровая стоимость составляет 69 674 946 рублей 40 копеек. Согласно кадастровому паспорту земельного участка 61:59:020326:0158 его кадастровая стоимость составляет 33 146 531 рубль 30 копеек.

Оценка земельных участков проводилась на 01.01.2007 и действует по настоящее время.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, обратился в суд с настоящим иском.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, предметом доказывания по настоящему делу является размер рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).

По ходатайству истца по делу была проведена судебная оценочная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено заключение эксперта N 46 от 31.07.2014, выполненное ООО "Аудиторская фирма "Траст-Аудит". Согласно выводам экспертного заключения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составила: участка с кадастровым номером 61:59:020326:0157-5 781 000 рубль; участка с кадастровым номером 61:59:020326:0158-2 750 000 рублей.

Рыночная стоимость спорных земельных участков определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.

Как следует из материалов дела, Правительство Ростовской области, полагая заключение эксперта N 46 от 31.07.2014 необоснованным, заявило ходатайство о проведении повторной экспертизы.

По настоящему делу была проведена повторная судебная оценочная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено заключение эксперта N 043/2014 от 28.10.2014, выполненное ООО "Бин-Эксперт". Согласно выводам экспертного заключения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составила: участка с кадастровым номером 61:59:020326:0157-61 605 939 рублей; участка с кадастровым номером 61:59:020326:0158-30 246 911 рублей.

Возражая против экспертного заключения в суде первой инстанции, истец указал следующее.

В разделе "Анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, влияющих на его стоимость" полностью отсутствует информация по всем ценообразующим факторам, которые должны использоваться при определении стоимости объектов оценки, и не содержится обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов. В заключении указано, что назначением объекта-аналога является коммерческая застройка,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А32-21443/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также