Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А53-20726/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20726/2014

22 января 2015 года                                                                           15АП-23043/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующей судьи  Пономаревой И.В.

судей Ванина В.В., Ереминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.

при участии:

от ответчика: представитель Репях Е.С., паспорт, по доверенности  от 02.07.2012;

от истца: представитель Хомякова А.В., паспорт, по доверенности от 10.09.2013. 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский  морской торговый порт"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2014 по делу № А53-20726/2014

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к ответчику открытому акционерному обществу "Таганрогский  морской торговый порт"

о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 6 320 126 руб. 26 коп.

принятое судьей Тютюник П.Н.

 

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский  морской торговый порт" (далее –ответчик, порт) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 6 320 126 руб. 26 коп.

Решением суда взыскано с открытого акционерного общества «Таганрогский морской торговый порт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 2 709 056 руб. 03 коп. платы за пользование вагонами, 23 403 руб. 98 коп. расходов по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Ответчик считает решение суда в части взыскания 2 709 056,03 руб. платы за пользование вагонами и государственной пошлины необоснованным и незаконным и подлежащим изменению на основании пункта 3 части второй статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона. Ответчик отказался от оплаты заложенности в связи с неверным указанием периода задержки части вагонов, прибытием части вагонов, ранее задержанных в пути следования, в пределах срока доставки грузов, наличием обстоятельств непреодолимой силы. Задерживая готовые к уборке вагоны, истец не освобождал пути необщего пользования ответчика, на которые должны были подаваться вагоны, простаивавшие на путях станции Таганрог в ожидании подачи под выгрузку, чем способствовал увеличению времени их простоя. Между временем простоя вагонов в ожидании подачи под выгрузку и временем, в течение которого готовые к уборке вагоны не убирались истцом после выгрузки, существует зависимость. Плата за пользование вагонами, которую требовал истец при обращении с иском в суд, подлежала уменьшению на 5 301 966,33 руб. платы с НДС (6 320 126,26 руб. - 1 018 159.93 руб.) в соответствии с расчетом ответчика, указанным в столбце №9 таблицы приложения к отзыву, начисленной за периоды, в которые истец задерживал уборку вагонов. В спорный период истец при расчете суммы платы применял нормы статьи 43 УЖТ РФ и увеличил размер платы за пользование вагонами в два раза, дополнительно на 2 616 143,72 руб. платы с НДС в соответствии с расчетом ответчика, выполненным в столбце №11 таблицы приложения к отзыву. Истец не доказал наличие технологических затруднений на железнодорожной станции Таганрог, а значит и не доказал правомерность увеличения размера платы за пользование вагонами. Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Все спорные вагоны не принадлежат истцу на каком-либо вещном праве. В договорах №201/1 и №102/1 нет оговорки о возможности взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и истец не вправе требовать плату за пользование спорными вагонами.

Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзые, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО «РЖД» и ОАО «Таганрогский морской торговый порт» заключены договоры № 102/1 от 10.02.2009 и №-201/1 от 01.12.2009, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» обязано осуществлять подачу, расстановку на места выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ТМТП», а также установлены технологические нормы выгрузки грузов.

В адрес ответчика в феврале – марте 2014 года прибывали вагоны с грузом уголь, мазут, сталь. В нарушение статьи 36 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ОАО «Таганрогский морской торговый порт» была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог, а также в пути следования, на промежуточных станциях.

Обстоятельства задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог зафиксированы в актах общей формы, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на путях станции, причина задержки – несвоевременный прием вагонов на подъездной путь и несвоевременная выгрузка из-за превышения технологического времени норм выгрузки.

На основании актов общей формы составлены ведомости подачи и уборки вагонов для расчета платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, указанные в расчете исковых требований.

Так в марте 2014 года, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 2 вагона с грузом сталь в составе поезда № 2002, индекс 5800-061-5115, по накладным ЭИ213365, ЭЗ930151, были остановлены в пути следования на станции Лихая из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы №4/7711 от 01.03.14 и №4/8360 от 05.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1299 от 06.03.14, № 4/842 от 06.03.14.

О задержке, отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения в составе «брошенных поездов» в адрес порта были направлены уведомления.

Также, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 14 вагонов с грузом сталь в составе поезда № 3502, индекс 5800-063-5115 , по накладным ЭИ 266811, ЭИ267658, ЭИ260690, ЭИ261014, ЭИ292499, ЭИ 292451, ЭИ292377, ЭИ275066, ЭИ276938, ЭИ 276007, ЭИ 276385, ЭИ299804, ЭИ261640, ЭИ208388, были остановлены в пути следования на станции Лихая из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы № 4/7988 от 03.03.14. и № 4/8375 от 05.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1311 от 06.03.14, № 4/910 от 10.03.14.

О задержке, отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения в составе «брошенных поездов» в адрес порта были направлены уведомления.

Кроме того, в марте 2014 года, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 7 вагона с грузом сталь в составе поезда № 2002, индекс 5800-067-5115, по накладным ЭИ275709, ЭИ234399, ЭИ234186, ЭИ233999, ЭИ242747, ЭИ242718, ЭИ233520, были остановлены в пути следования на станции Лихая из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы №4/8210 от 04.03.14 и №4/8293 от 05.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1349 от 08.03.14, № 4/844 от 08.03.14. Также указанные вагоны поезда №2002 были остановлены в пути следования на станции Гниловская из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Гниловская были составлены акты общей формы № 64 от 06.03.14. и № 70 от 07.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1349 от 08.03.14, № 4/844 от 08.03.14.

О задержке, отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения в составе «брошенных поездов» в адрес порта были направлены уведомления.

В феврале-марте 2014 года, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 44 вагонов с грузом мазут, по накладным ЭИ063643, ЭИ073867, 2 вагона с грузом сталь, по накладным ЭИ065009, ЭИ067579, в составе поезда №3501, индекс 5800-054-5115, были остановлены в пути следования на станции Лихая из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы № 4/7200 от 25.02.14. и № 4/7364 от 27.02.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1202 от 04.03.14, № 4/741 от 04.03.14 (мазут); №1/1388 от 09.032014, №4/846 от 09.03.2014 (сталь).

Также 44 вагона с грузом мазут по накладным ЭИ063643, ЭИ073867, 11 вагонов с грузом уголь по накладным ЭИ016755, ЭЗ993275, ЭЗ993387, 2 вагона с грузом сталь по накладным ЭИ065009, ЭИ067579 в составе поезда №3501, индекс 5800-054-5115 были остановлены в пути следования на станции Марцева из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы № 1524 от 27.02.14. и № 2/1645 от 04.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1202 от 04.03.14, № 4/741 от 04.03.14 (мазут); №1/1297 от 06.03.2014, №4/841 от 06.03.2014 (уголь), №1/1388 от 09.03.2014, 4/846 от 09.03.2014 (сталь).

О задержке, отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения в составе «брошенных поездов» в адрес порта были направлены уведомления.

В феврале-марте 2014, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 11 вагонов с грузом сталь в составе поезда №3502, индекс 5800-059-5115, по накладным ЭИ130090, ЭИ140793, ЭИ141034, ЭИ141652, ЭИ141788, ЭИ141491, ЭИ141283, ЭИ182354, ЭИ182271, ЭЕ890214, ЭИ182427, были остановлены в пути следования на станции Репная из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Репная были составлены акты общей формы № 134 от 27.02.14. и № 135 от 28.02.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1211 от 05.03.14, № 4/888 от 07.03.14.

Также 11 вагонов с грузом сталь в составе этого же поезда №3502, индекс 5800-059-5115, по накладным ЭИ130090, ЭИ140793, ЭИ141034, ЭИ141652, ЭИ141788, ЭИ141491, ЭИ141283, ЭИ182354, ЭИ182271, ЭЕ890214, ЭИ182427, были остановлены в пути следования на станции Лихая из-за невозможности приема их станцией назначения Таганрог СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО «Таганрогский морской торговый порт» технологических норм выгрузки.

В соответствии с этим перевозчиком на станции задержки Лихая были составлены акты общей формы № 4/7670 от 28.02.14. и № 4/8191 от 04.03.14 для удостоверения указанных обстоятельств.

По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог были составлены акты общей формы № 1/1211 от 05.03.14, № 4/888 от 07.03.14.

О задержке, отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения в составе «брошенных поездов» в адрес порта были направлены уведомления.

В феврале-марте 2014, следовавшие в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» 10 вагонов с грузом уголь в составе поезда №3502, индекс 5800-069-5115,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А53-24247/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также