Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 по делу n А32-6279/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-6279/2014

16 января 2015 года                                                                           15АП-20925/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ванина В.В.,

судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,

при участии:

от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен

от ООО "Фиброус": Егиазарян Е.А., паспорт, по доверенности от 05.01.2015г.; Золотых И.А., паспорт, по доверенности от 25.02.2014г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2014 по делу № А32-6279/2014

по иску общества с ограниченной ответственностью "Фиброус"

к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края

о признании незаконным отказа

принятое судьей Гречко О.А.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Фиброус" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженного в письме от 16.01.2014г. № 52-277/14-33.24, в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Фиброус» в аренду земельного участка площадью 3 884 кв.м, имеющего кадастровый номер 23:40:0410050:69, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6; возложении на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанность принять решение о предоставлении земельного участка площадью 3 884 кв.м, имеющего кадастровый номер 23:40:0410050:69, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6, в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью «Фиброус» для размещения многофункциональных объектов капитального строительства (в составе объектов розничной и оптовой торговли, баз и складов, объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края подготовить проект договора аренды и направить его в месячный срок обществу с ограниченной ответственностью «Фиброус».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08 октября 2014 года признан не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, оформленный письмом от 16.01.2014г. № 52-277/14-33.24, в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Фиброус» в аренду земельного участка площадью 3 884 кв.м, имеющего кадастровый номер 23:40:0410050:69, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «Фиброус» подписанный проект договора аренды о предоставлении ООО «Фиброус» земельного участка площадью 3 884 кв.м, имеющего кадастровый номер 23:40:0410050:69, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6, в аренду. Расходы по госпошлине и экспертизе отнесены на заявителя.

Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения и просил его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ООО «Фиброус» не представило в департамент документы, свидетельствующие о том, что весь земельный участок необходим для эксплуатации недвижимого имущества. Площадь спорного земельного участка составляет 3 884 кв.м, что в восемь раз превышает совокупную площадь объектов недвижимости, принадлежащих обществу. Такое превышение площади спорного земельного участка над площадью его фактической застройки при непредставлении обществом обоснования необходимой площади департаменту свидетельствует о правомерном отказе заинтересованного лица в предоставлении участка по этому основанию. Департаментом представлено письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 19.05.2014 № 71-2383/14, согласно которому площадь земельного участка, необходимая для проектирования объектов общества, составит от 727 кв.м до 969,3 кв.м. На основании изложенного департамент полагает не возможным предоставить ООО «Фиброус» в аренду земельный участок площадью 3 884 кв.м с кадастровым номером 23:40:0410050:69.

Представитель общества в судебном заседании указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, в удовлетворении которой просил отказать, оставив решение суда без изменения.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Фиброус» является собственником объектов недвижимости: здания бойлерной с пристройкой, лит. К (Г 18), К1 (Г 19), общей площадью 121,1 кв.м; здания котельной лит. Д, общей площадью 240,4 кв.м; здания электро-мастерских лит. В, общей площадью - 67,6 кв.м.; здания сторожки лит. Б, общей площадью 7,1 кв.м; а также двух железо-бетонных резервуаров для запасов воды; металлического вагончика и трех металлических киосков.

Право собственности общества на указанные объекты подтверждается прилагаемыми выписками из ЕГРП от 13.02.2014г., свидетельствами о государственной регистрации права: 23 -АА № 393129; 23-АА № 745048; 23-АА № 858042; 23-АА № 858043; договором купли-продажи от 21.11.2002г., актом приема-передачи от 22.11.2002г.

Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 3 884 кв.м., имеющем кадастровый номер 23:40:0410050:69, находящемся по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6; категория земель: земли населенных пунктов.

ООО «Фиброус» обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, необходимого для эксплуатации недвижимого имущества заявителя.

Отказ, выраженный в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.01.2014г. № 52-277/14-33.24, мотивирован ссылкой на п. 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку площадь испрашиваемого обществом земельного участка не обоснована.

Посчитав, что отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю не соответствует закону и нарушает права заявителя в имущественной сфере, общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены кодексом.

В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

При отсутствии утвержденных нормативов местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац второй пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года № 11 установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.

Как уже было указано, отказ, выраженный в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.01.2014г. № 52-277/14-33.24, мотивирован ссылкой на п. 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку площадь испрашиваемого обществом земельного участка не обоснована.

Как верно указал суд первой инстанции, департамент не доказал законность принятого решения об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Согласно ст. 35 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в различных территориальных зонах разрабатываются в переходный период формирования системы регулирования землепользования и застройки.

Ссылка департамента на письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 19.05.2014 № 71-2383/14, в соответствии с которым площадь земельного участка, необходимая для проектирования объектов заявителя, составит от 727 кв.м до 969,3 кв.м, обоснованно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 по делу n А53-9107/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также