Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А53-16367/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-16367/2014

29 декабря 2014 года                                                                         15АП-20631/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Барановой Ю.И.

судей В.В. Ванина, И.В. Пономаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца: представитель Кокурин С.Ю. по доверенности № 220 от 14.07.2014, паспорт;

от ответчика: представитель Кобелева О.В., по доверенности от 03.09.2014, паспорт.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синдикат"

на решение  Арбитражного суда Ростовской области

от 08.10.2014 по делу № А53-16367/2014

по иску Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Синдикат"

при участии третьего лица Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовоблстрой"

о взыскании неустойки

принятое судьей Корецким О.А.

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью "Синдикат" (далее - ответчик, ООО "Синдикат") о взыскании пени в размере 828 600 руб. 27 коп. за просрочку выполнения работ по контракту № 10/13-ГК от 21.04.2013г.

Определением суда от 15.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" (далее - ГБУ РО "Ростовоблстройзакзачик").

Решением Арбитражного суда от 08.10.2014г. исковые требования удовлетворены.  С общества с ограниченной ответственностью "Синдикат" (ИНН 6164275044, ОГРН 1086164000966) в пользу Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (ИНН 6163086510, ОГРН 1076163007766) взыскано 828 600 руб. 27 коп. пени. В доход федерального бюджета РФ взыскано  19 572 руб. государственной пошлины.

Общество с ограниченной ответственностью "Синдикат" обжаловало решение  суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы заявитель указал об отсутствии вины общества в просрочке выполнения работ, поскольку заказчиком не были своевременно выданы исходные данные, Градостроительный план, технические условия и т.д. Договором не предусмотрена обязанность подрядчика по сбору исходных данных, а только финансирование мероприятий по их сбору. При определении размера неустойки судом не учтены фактически выполненные этапы работ по контракту.

          Ответчик в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы.

          Представители истца и третьего лица в судебное заседание явились, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.  

         Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

  Как следует из материалов дела, 21.04.2013 между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации N 10/13-ГК, согласно которому подрядчик обязуется выполнить, а государственный заказчик - принять и оплатить разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Ростовской областной филармонии".

Согласно пункту 3.1 контракта цена работ составляет 10 374 000 руб.

В соответствии с п. 1.3, 4.1 контракта и календарным планом производства работ подрядчик должен завершить работы до 31.12.2013.

Календарным планом производства работ предусмотрено проведение следующих этапов работ: до июля 2013 года - инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания; до августа 2013 года - обследование, оценка технического состояния, испытание конструкций здания, до сентября 2013 года - разработка проектной документации на закрепление грунтов в основании существующего здания; до ноября 2013 года - разработка проектной документации; до января 2014 года - проведение экспертизы проектно-сметной документации, разработка рабочей документации.

По условиям контракта государственный заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении работ, предусмотренных контрактом (2.2.2.), в течение 7 дней с момента подписания контракта передать подрядчику исходные данные (задание на проектирование, документы на земельный участок) (п. 2.2.4.3 контракта).

Согласно пункту 2.4.1 подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями контракта, заданием на проектирование и иными исходными данными и техническими условиями.

В разделе 15 задания на разработку проектно-сметной документации (приложение 1 к контракту) предусмотрены дополнительные требования к проектированию, согласно которым на подрядчика возложена обязанность по сбору всех необходимых исходных данных (технических условий, градостроительного плана, справок и заключений), согласование проекта с заинтересованными организациями, прохождение государственной экспертизы проекта за счет проектной организации, а также обязанность обеспеченность сопровождение и получение всех технических условий, запрошенных как проектной организацией, так и заказчиком.

Согласно п. 2.1 контракта государственный заказчик имеет право без согласия подрядчика осуществлять свои полномочия по реализации контракта в части осуществления контроля и надзора за проектированием объекта и принятия от имени государственного заказчика решений во взаимоотношениях с подрядчиком самостоятельно или через уполномоченного представителя государственного заказчика ГБУ РО "Ростовоблстройзаказчик", действующего на основании государственного задания учредителя. Согласно пункту 2.2.4 контракта государственный заказчик обязан через представителя государственного заказчика осуществлять следующие полномочия: надзор за ходом, качеством и сроками проектирования; принимать выполненную работу; передать исходные данные; контролировать ход проведения экспертизы разработанной проектной документации.

Таким образом, по условиям контракта ГБУ РО "Ростовоблстройзаказчик" является представителем государственного заказчика, выполняет функции заказчика при взаимодействии с подрядчиком в интересах Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Из материалов дела следует, что в период с сентября 2013 по май 2014 года между представителем заказчика и подрядчиком велась переписка по поводу оформления градостроительного плана земельного участка и технических условий на подключение объекта к сетям инженерного обеспечения (электроснабжение и теплоснабжение). Так, письмом от 20.05.2013 подрядчик попросил представителя заказчика представить градостроительный план земельного участка; технические условия и договоры технического подключения; технический план БТИ (поэтажный). В письмах от 27.05.2013 N 1097 и от 17.10.2013 N 2216 представитель заказчика сообщил подрядчику о том, что для получения градостроительного плана земельного участка подрядчику необходимо представить заказчику топографическую съемку земельного участка, для получения технических условий - подрядчику необходимо представить расчет инженерных нагрузок. 03.06.2013 письмом N 164/13 подрядчик направил в адрес заказчика топографический план земельного участка. 09.04.2014 письмом N 179/14 подрядчик направил в адрес представителя заказчика расчетные документы для получения технических условий на присоединение к сетям электроснабжения и теплоснабжения. Письмом от 18.04.2014 N 587 представитель заказчика уведомил подрядчика о недостатках расчетных документов. 21.04.2014 подрядчик повторно направил представителю заказчика расчетные документы для получения технических условий на присоединение к сетям электроснабжения и теплоснабжения. Письмом от 30.04.2014 N 668 представитель заказчика повторно сообщил подрядчику о том, что расчетные документы для получения технических условий оформлены неверно.

Истец и третье лицо завили об отсутствии информации о степени реализации контракта на момент рассмотрения спора.

Как пояснил ответчик, на момент рассмотрения спора проектная документация находится на проверке ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий". Государственная экспертная организация проинформировала подрядчика о выявленных недостатках проектной документации, связанных, в том числе, с отсутствием технических условий на подключение к существующим тепловым сетям (л.д. 49-55, 66-68).

По состоянию на 24.06.2014 подрядчиком выполнены и сданы заказчику, а заказчиком приняты работы по этапам "Инженерно-геодезические изыскания", "Инженерно-геологические изыскания", "Проектная документация в составе: обследование, оценка технического состояния, испытание конструкций задания", "Проектная документация на закрепление грунтов в основании существующего здания", всего на сумму 1 715 690 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ N 8 от 03.06.2013, N 11 от 25.06.2013, N 20 от 23.09.2013 и №22 от 17.10.2013.

На момент рассмотрения спора стоимость не предъявленных подрядчиком к принятию работ по этапам: "Разработка проектной документации", "Прохождение экспертизы проектной документации" и "Разработка рабочей документации" составила 8 658 310 рублей.

В соответствии с пунктом 5.3 контракта за нарушение срока выполнения отдельных видов работ, подрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 1/300 двукратной учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пени за каждый день просрочки от стоимости невыполненных работ.

Претензии истца с требованием перечислить пеню за ненадлежащее исполнение обязательств оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Правоотношения сторон в рамках указанного контракта подлежат регулированию в соответствии с положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего в спорный период (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные, необходимые для составления технической документации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно части 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Истец просит взыскать неустойку за нарушение срока выполнения отдельных видов работ подрядчиком за период с 01.01.2014 по 24.06.2014, начисленную на сумму невыполненных работ (8 658 310 руб.), исходя из одной трехсотой двукратной учетной ставки финансирования ЦБ РФ действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу пункта

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А01-1147/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также