Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А53-9582/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-9582/2014 25 декабря 2014 года 15АП-20101/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малыхиной М.Н., судей Авдониной О.Г., Попова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Далоевым А.Т., при участии: от истца: Мельникова О.В. (доверенность от 14.06.2012); от ответчика: Намаконов Д.Г. (доверенность от 01.10.2014 № 44). рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДонТерминал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2014 по делу № А53-9582/2014 по иску открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "ДонТерминал" о взыскании платы за пользование вагонами, принятое в составе судьи Тютюника П.Н., УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДонТерминал» и просило взыскать плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 189 871,21 руб. за период с мая 2013 года по сентябрь 2013 года. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение статьи 36 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ООО «ДонТермиал» была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Азов, в результате чего ответчик, как грузополучатель, обязан вносить перевозчику плату за пользование вагонами. Решением суда от 29.09.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 189 871 руб. 21 коп. платы за пользование вагонами, 6696 руб. 14 коп. расходов по уплате госпошлины. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение изменить. В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что в решениях по делам № А53-22423/2010, А 53-9540/2011, А53-10030/2011, А53-9538/2011, А53-16625/2013 спорный договор был предметом рассмотрения, полагает, что преюдициальные акты устанавливают отсутствие в договоре условия о взимании платы за пользование, не принадлежащими перевозчику вагонами, платы за инфраструктуру. Вагоны не принадлежат истцу на каком-либо вещном праве, а в договорах нет оговорки о возможности взыскания платы за пользование такими вагонами, поэтому истец не вправе требовать спорную плату. В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между ОАО «РЖД» и ООО «ДонТерминал» заключен договор № 38/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «ДонТерминал» при станции Азов Северо-Кавказской железной дороги от 26.06.2008 г., в соответствии с которым осуществляется эксплуатация ж.д. пути необщего пользования, принадлежащего ответчику, который является владельцем пути необщего пользования по договору. Положениями договора № 38/1 установлен порядок подачи, выгрузки и уборки вагонов, срок оборота вагонов, а также платежи, которые вносит владелец (ООО «ДонТерминал») перевозчику. В адрес ответчика в период с мая 2013 года по сентябрь 2013 года на станцию Азов прибывали вагоны с грузом мазут. В нарушение ст. 36 УЖТ РФ, устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагонов на 6 пути станции Азов по причине занятости выставочных путей. Обстоятельства задержки вагонов на путях общего пользования станции Азов зафиксированы в актах общей формы: №1/2223, период задержки с 20.05.13 по 21.05.13 – 23 вагона; №1/2233, период задержки с 20.05.2013 по 21.05.2013 – 18 вагонов; №1/2234, период задержки с 21.05.13 по 22.05.13 – 2 вагона; №1/2243, период задержки с 20.05.13 по 22.05.13 – 5 вагонов; №1/2400, период задержки с 02.06.13 по 02.06.13 – 15 вагонов; №1/2412, период задержки с 02.06.13 по 02.06.13 – 7 вагонов; №1/2665, период задержки с 21.06.13 по 21.06.13 – 21 вагон; №1/3125, период задержки с 21.06.2013 по 21.06.13 – 24 вагона; №1/3214, период задержки с 26.07.13 по 26.07.13 – 3 вагона; №1/3217, период задержки с 26.07.13 по 26.07.13 – 1 вагон; №1/3258, период задержки с 26.07.13 по 27.07.13 – 12 вагонов; №1/3222, период задержки с 26.07.13 по 26.07.13 – 12 вагонов; №1/3249, период задержки с 26.07.13 по 27.07.13 – 24 вагона; №1/3223, период задержки с 26.07.13 по 26.07.13 -12 вагонов; №1/3238, период задержки с 27.07.13 по 29.0713 -9 вагонов; №1/3270, период задержки с 28.07.13 по 28.07.13 – 5 вагонов; №1/3274, период задержки с 26.07.13 по 28.07.13 – 1 вагон; №1/3275, период задержки с 27.07.13 по 28.07.13 – 6 вагонов; №1/3278, период задержки с 27.07.13 по 28.07.13 – 3 вагона; №1/3277, период задержки с 27.07.13 по 28.07.13 – 15 вагонов; №1/3285, период задержки с 26.07.13 по 28.07.13 – 7 вагонов; №1/3286, период задержки с 27.07.13 по 28.07.13 – 11 вагонов; №1/3522, период задержки с 15.08.13 по 16.08.13 – 17 вагонов; №1/3525, период задержки с 15.08.13 по 16.08.13 – 12 вагонов; №1/3549, период задержки с 16.08.13 по 16.08.13 – 2 вагона; №1/3529, период задержки с 16.08.13 по 16.08.13 – 16 вагонов; №1/3667, период задержки с 24.08.13 по 25.08.13 – 5 вагонов; №1/3676, период задержки с 24.08.13 по 25.08.13 – 15 вагонов; №1/3677, период задержки с 24.08.13 по 25.08.13 – 3 вагона; №1/4128, период задержки с 22.09.13 по 23.09.13 – 14 вагонов; №1/4137, период задержки с 22.09.13 по 22.09.13 – 18 вагонов; №1/4163, период задержки с 24.09.13 по 25.09.13 – 20 вагонов; №1/4165, период задержки с 24.09.13 по 25.09.13 – 2 вагона. В актах указаны номера вагонов и продолжительность задержки на путях станции, причина задержки – в ожидании освобождения выставочных путей. Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями. Согласно представленному истцом в материалы дела расчету, общая сумма задолженности ООО «ДонТерминал» составила 189 871,21 руб. с учетом НДС, отсутствие погашения задолженности послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения сторон и определен предмет доказывания по делу, а также круг подлежащих применению норм материального права В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» указано, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4, 6 Федерального закона «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО «РЖД», устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2). Пунктом 12 Тарифного руководства №2 установлен порядок расчета платы за пользование вагонами не принадлежащими ОАО «РЖД». В пункте 12 Тарифного руководства №2 указано, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах №9 и №10 Тарифного руководства. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в таком же порядке исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Судом первой инстанции правомерно приняты во внимание разъяснения по вопросам толкования приведенных норм материального права судами вышестоящих инстанций. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 10.03.2009 №14391/08, от 27.07.2010 №4387/10 и от 18.10.2012 №6424/12 указал, что Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Указанные Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации также содержат вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава может быть взыскана при условии принадлежности вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. В спорном случае предметом требования истца является плата за пользование вагонами только в части, относящейся к пользованию железнодорожным путем общего пользования, принадлежащим истцу, на котором находились задержанные по вине ответчика вагоны, не принадлежащие истцу. Принадлежность истцу путей общего пользования (инфраструктуры) ответчиком не оспаривалась. Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении от 30.11.2010 по делу №ГКПИ-10-1331, указано, что в случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Верховный суд Российской Федерации в указанном Решении также сделал вывод о том, что "плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта)". С учетом позиции, нашедшей отражение в Решении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 и постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 18.10.2012 N 6424/12 Высшего Арбитражного Суда РФ, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ РФ, включает пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (истцу, ОАО "РЖД") или только пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит. В письме от 30.03.2011 №СН-2489/10 Федеральная служба по тарифам Российской Федерации указала, что в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А53-21477/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|