Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А53-13096/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13096/2014

23 декабря 2014 года                                                                         15АП-19314/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,

судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.,

при участии: от истца: до перерыва: не явился, извещен надлежащим образом, после перерыва: Дружинина М.М. по доверенности от 02.04.2013,

от ответчика: Хомякова А.В. по доверенности от 10.09.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод"

на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Тютюник П.И.) от 04.09.2014 по делу № А53-13096/2014

по иску открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Аллюминиевый Завод"

к открытому акционерному обществу "Российский железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога",

о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "РУСАЛ Новокузнецкий Аллюминиевый Завод" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российский железные дороги" о взыскании 7 270 809 руб. неосновательного обогащения.

Исковые требования мотивированы тем, что в течение июня-июля 2013г. с единого лицевого счета (далее – ЕЛС) ОАС «РУСАЛ Новокузнецк» при перевозках первичных алюминиевых сплавов был необоснованно списан повышенный тариф как за перевозку сплавов цветных металлов, что, по мнению истца, не соответствует требованиям действующего Прейскуранта, так как для перевозки первичных алюминиевых сплавов есть установленный/действующий/не отмененный (вне зависимости от отмены определенного кода ГНГ) тариф с учетом понижающего коэффициента. Истец полагает, что исключение кода ГНГ 76012010, не является достаточным основанием для  начисления повышенного тарифа (без учета понижающего коэффициента) до отмены тарифа в установленном порядке.

Списанная с ЕЛС ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» разница в стоимости перевозки первичных алюминиевых сплавов по тарифу для первичных алюминиевых сплавов и стоимости перевозки первичных алюминиевых сплавов по тарифу для сплавов цветных металлов составила 7 270 809 руб.

Решением суда от 04.09.2014 в удовлетворении иска отказано.

Решение мотивировано тем, что к моменту приема груза к перевозке субпозиция «сплавы алюминиевые первичные» с кодом 76012010 была исключена из Гармонизированной номенклатуры грузов, в связи с чем подлежит применению общий тариф 1,547, установленный для всех сплавов цветных металлов.

Суд отклонил довод о том, что исключение из номенклатуры ГНГ кода 76012010 не может повлечь отмену тарифа, установленного ФСТ России на перевозку сплавов алюминиевых первичных, поскольку установленные ФСТ России тарифы является обязательным, однако использование в Прейскуранте 10-01 кодов ГНГ в целях расчета провозной платы имеет характер отсылки к содержанию самостоятельного международного правового акта – Гармонизированной номенклатуры грузов. Указанный акт не входит в состав Прейскуранта 10-01, и ФСТ РФ не устанавливает в ГНГ отдельные субпозиции. Данное право принадлежит Комитету Организации содружества железных дорог (ОСЖД).

Суд указал, что исключение актом международного характера соответствующей субпозиции из перечня грузов, перевозимых ж.д. транспортом, означает невозможность определять предмет перевозки как «сплавы алюминиевые, первичные, код ГНГ 76012010», а значит, и устанавливать цену такой перевозки путем применения Прейскуранта 10-01. При перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просил решение отменить.

Апелляционная жалоба повторяет доводы иска. Заявитель жалобы отмечает, что в 17 квитанциях из представленных 44 указан именно код ГНГ 76012010. Претензий по оформлению перевозочных документов перевозчик не заявлял. Согласно отметкам на квитанциях, провозная плата по данным документам начислена по тарифу 1,19 (то есть с учетом понижающего коэффициента). Однако впоследствии по данным квитанциям излишне списано 2 788 763 руб. Заявитель отмечает, что исключение кода ГНГ 76012010 не может повлечь отмену тарификации, поскольку ОСЖД не является органом, уполномоченным на установление, изменение либо отмену тарифов, действующих в Российской Федерации. Изменение тарифов возможно лишь после публикации соответствующего нормативного акта (п. 5 ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). Заявитель указывает, что на момент оформления перевозочных документов тариф на перевозку первичных алюминиевых сплавов, установленный ФСТ России с учетом приказа ФСТ России от 27 ноября 2012 года № 303-т/3, не был отменен и являлся действующим.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба слушалась с перерывами в порядке статьи 163 АПК РФ  в течение дня 04.12.2014 и с 04.12.2014 до 11.12.2014.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком в порядке статьи 785 ГК РФ, статьи 25 УЖТ РФ заключены договоры перевозки грузов, оформленные транспортными железнодорожными накладными и выданными на их основании грузоотправителю квитанциями о приеме груза.

В период с 01.06.2013 по 04.07.2014 истец предъявил, а ответчик принял к перевозке 44 вагона с грузом.

Вагоны следовали в непрямом международном сообщении со станции Обнорская Западно-Сибирской железной дороги до станции Новороссийск-экспорт Северо-Кавказской железной дороги.

В соответствующих квитанциях о приеме груза, представленных в материалы дела, истец обозначал предъявленный к перевозке груз как сплавы алюминиевые первичные с указанием кодов ГНГ 76012010 и 76012020 либо сплавы алюминиевые с указанием кода 76012000. Кроме того, указан код ЕТ СНГ 331578 сплавы цветных металлов.

В течение июня-июля 2013 г. с единого лицевого счета (ЕЛС) ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» при перевозках первичных алюминиевых сплавов был списан повышенный тариф (1,547), как за перевозку сплавов цветных металлов, а не тариф с учетом понижающего коэффициента, установленного для первичных алюминиевых сплавов (1, 19).

В соответствии с п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» истец направил в адрес ответчика претензию истца №58/4-286 от 20.12.2013 с приложением расчета суммы необоснованно удержанных средств по каждому провозному документу (л.д. 69-73 т. 1).

Ответчик добровольно претензию не удовлетворил (ответ Ответчика №Юпр-14/63 от 14.02.2014 г.) сославшись, что оснований для пересчета тарифа с применением коэффициента 1,19, обозначенного в п.3.6 Приказа ФСТ 303т/3 от 27.11.2012 г. для грузов с кодом ГНГ 76012010 не установлено. Указал, что после 01.06.2013г. применение понижающего коэффициента невозможно из-за отсутствия соответствующего кода ГНГ.

Полагая отказ необоснованным, а ответчика неосновательно обогатившимся за счет истца ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий Аллюминиевый Завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения сторон и определен предмет доказывания по делу как вытекающие из договора перевозки. В силу пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В представленных квитанциях о приеме груза указано наименование станции назначения Новороссийск-экспорт Северо-Кавказской железной дороги (т. 1, л.д. 37-73) и имеется отметка экспорт, ввиду чего суд первой инстанции обоснованно квалифицировал спорные перевозки как перевозки в непрямом международном сообщении.

В силу пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки  отнесены к деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем стоимость грузоперевозок железнодорожным транспортом относится к регулируемым ценам (п. 1 ст. 424 ГК РФ).

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (п. 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (п. 4).

Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений (п. 5).

Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.

Устав железнодорожного транспорта РФ определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2 (в ред. Постановления ФЭК РФ от 21.10.2003 N 85-т/1) с изм., внесенными Постановлением ФЭК РФ от 30.12.2003 N 112-т/4).

Согласно п. 1.1 Прейскуранта №10-01 уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с п. 1, а также п.п. 5.3.1.21 - 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №332, является ФСТ России.

Согласно пункту 1.3. Прейскуранта 10-01 плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля

Согласно пункту 2.17. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, наименование груза и его код в графе "Наименование груза" в железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством.

Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство №1) установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.

Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ), утверждена на XXII Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (23 - 27 апреля 2007 года, г. Тбилиси, Грузия) и действует с 1 июля 2007 года.

В период, предшествующий спорному, согласно Таблице N 4 приложения № 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта N 10-01 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 27.11.2012 № 303-т/З), определяющей условие тарификации "металлов цветных и их сплавов", ко всем металлам цветным и их сплавам применялся коэффициент 1,547, за исключением груза «сплав алюминиевый, первичный», код ГНГ 76012010», к которому применялся тариф 1,19.

ФСТ РФ своим Приказом 303/т-З от 27.11.2012 указывала на отдельную тарификацию для груза «Сплавы алюминиевые первичные», соответствующие коду 331478 ЕТСНГ в совокупности с кодом ГНГ 76012010.

До 01.06.2013 при перевозках сплавов алюминиевых первичных применялся понижающий коэффициент (1,19), установленный в соответствии с Приказом ФСТ России от 27.11.2012 г. №303-т/3 «О внесении изменений и дополнений в Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А32-17994/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также