Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А32-21693/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-21693/2013

15 декабря 2014 года                                                                         15АП-11133/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Шимбаревой Н.В.

судей Д.В. Емельянова, Д.В. Николаева

при ведении протокола судебного заседания Провоторовой В.В.

при участии:

от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности от 13.01.2014;

от ОАО «Международный аэропорт Сочи»: представитель Приписнов И.И. по доверенности от 24.12.2013.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу № А32-21693/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Международный аэропорт Сочи» к заинтересованному лицу - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Краснодарскому краю о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Лесных А.В.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Международный аэропорт Сочи» (далее - ОАО «Международный аэропорт Сочи», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, с учетом Определения суда о выделении требования в отдельное производство от 14.04.2014 года):

- о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю №8 от 22.03.2013 № 15-15/66051 в части: привлечения ОАО «Международный аэропорт Сочи» к ответственности предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ с суммой штрафа в размере 1 958 482 руб. 72 коп.; в части доначислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 2 квартала 2011 г. в размере 9 792 414 руб. 00 коп.; в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 г. в сумме 434 345 руб. 83 коп;

- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю №8 возвратить ОАО «Международный аэропорт Сочи» из бюджета сумму НДС за 2 квартал 2011 года в размере 9 792 414 руб. 00 коп.

Решением арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу № А32-21693/2013 суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налого­вой службы России по Краснодарскому краю № 8 от 22.03.2013 № 15-15/66051 в части при­влечения ОАО «Международный аэропорт Сочи» к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ с суммой штрафа в размере 1 958 482, 72 руб., в части доначислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 2-го квартала 2011 г. в размере 9 792 414 руб., в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2011 г. в сумме 434 345, 83 руб.; Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Крас­нодарскому краю № 8 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Международный аэропорт Сочи»; Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю в пользу ОАО «Международный аэропорт Сочи» судебные расходы в сумме 2 000 руб.; Возвратить ОАО «Международный аэропорт Сочи» 72 557, 50 рублей излишне упла­ченной государственной пошлины.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 14.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований, в заявленных обществом требований отказать по мотивам, изложенным в жалобе.

В отзывах на апелляционную жалобу ОАО «Международный аэропорт Сочи» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.

От Управления ФНС России по Краснодарскому края через канцелярию поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие; ходатайство судом удовлетворены.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по спору.

Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Международный аэропорт Сочи», г. Сочи представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2011года.

Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной уточненной дек­ларации, по НДС за 2-го квартал 2011 года, по результатам камеральной налоговой проверки представленной декла­рации налоговым органом установлено, что организацией неправомерно применено освобо­ждение от налогообложения в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа на общую сумму 205827436 рублей.

Инспекцией вынесено решение о привлечении к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2013 №15-15\66051, согласно ко­торому налогоплательщику предложено уплатить недоимку в размере 9 911 437 руб., штраф в размере 2 078 632, 02 руб., пени в размере 443 673, 19 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в апелля­ционном порядке в УФНС России по Краснодарскому краю.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.06.2013 года за № 22-12-503, жалоба удовлетворена частично, решение МИФНС № 8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 № 15-15\66051 о привлечении к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения изменено путем отмены в резолютивной части начислений налога на добав­ленную стоимость в части услуг по доставке экипажа, а также соответствующие им пени и штрафы.

Заявитель с решениями налогового органа не согласился, что явилось основанием его обращения с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что обществом в уточненной налоговой декларации за 2-й квартал 2011 года применено освобождения от налогообложения НДС в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа, оказанных заявителем перевозчикам. При этом указанные услуги являются услугами по обслуживанию коммерческой загрузки воздушного судна и входят в стоимостную основу тарифа по наземному обслуживанию пассажиров и багажа.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции привел следующее обоснование.

Из материалов дела следует, что обществом (обслуживающей стороной) заключались договоры об аэропортовых услугах и наземном обслуживании с авиакомпаниями (перевозчиками).

По условиям указанных договоров на обслуживающую сторону возложены следующие обязательства по обеспечению: посадки и вылета воздушного судна перевозчика; авиационной безопасности в зоне аэродрома; пользования аэровокзалом; обслуживания пассажиров; обработки грузов; посадки или высадки пассажиров; специального обслуживания убывающих пассажиров; дополнительных услуг по авиационной безопасности; штурманского обеспечения полетов; медицинского (предполетного) осмотра членов экипажа; доставки экипажа; предоставления одного места стоянки воздушного судна на вертодроме для временного базирования; инженерно-авиационного обеспечения полетов.

Из текста представленного в материалы дела договора об аэропортовых услугах и наземном обслуживании (стандартная форма договора, применяемая заявителем) следует, что к услугам по обслуживанию пассажиров и багажа относятся: обслуживание пассажиров - услуги при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, в соответствии с Руководством полетной эксплуатации, РЦЗ-83 и другими действующими нормативными документами в области регулирования авиационных перевозок, работ и услуг, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); укладку багажа на транспортные средства; подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества; пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; обработка грузов, включая: таможенный и санитарный контроль (на международных рейсах); взвешивание и маркировку; сортировку на складе, включая сортировку по грузополучателям, оформление документации; комплектование по рейсам, включая комплектацию в контейнеры и поддоны, раскомплектование; кратковременное хранение в установленные сроки; погрузку-выгрузку на перронные погрузочно-разгрузочные средства для транспортировки к воздушному судну и обратно; транспортировку к воздушному судну и обратно; контроль загрузки воздушного судна; погрузку-выгрузку в воздушное судно и обратно; посадку или высадку пассажиров - предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки или высадки пассажиров в/ из воздушного судна; доставку пассажиров - предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна; специальное обслуживание убывающих пассажиров - услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в залах специального обслуживания, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа, обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках), укладку багажа на транспортные средства, подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно/погрузки, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Указанная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 раздела I приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", действовавшего до 01.05.2013, все услуги, перечисленные в приказе (в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание, указанные в разделе 4 приложения 1 к приказу), относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Суд первой инстанции сослался на письмо от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, в котором Минтранс России разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV приложения N 1 к приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.

Суд первой инстанции указал, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту представляют единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки. С учетом этого суд указал, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации.

В обоснование этого вывода суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 17072/10.

В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал вывод, что вышеперечисленные услуги правомерно отражены обществом в составе не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А32-21583/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также