Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А32-2060/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                       дело № А32-2060/2014

25 ноября 2014 года                                                                                     15АП-19635/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,

судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 12.09.2013г. Ермолаев А.П.;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова Ивана Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014г. по делу № А32-2060/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова Ивана Федоровича,

заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,

 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ситников Иван Федорович (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент), выразившееся в уклонении от предоставления заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:180102000:223 площадью 50935877 кв.м. и 23:180102000:223 площадью 1658000 кв.м., и обязать департамент предоставить в аренду заявителю вышеуказанные земельные участки (далее – спорные земельные участки).

Требования мотивированы тем, что в целях использования спорных земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйством предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении их в аренду. Однако департамент необоснованно отказал заявителю в предоставлении участков.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение мотивировано законностью оспариваемых действий (бездействия) департамента.

Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Ситников Иван Федорович обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, сославшись на то, что вывод суда первой инстанции о необоснованности размеров испрашиваемых земельных участков несостоятелен, поскольку в суд не представлено доказательств, подтверждающих довод департамента о том, что размер спорных земельных участков не соответствует экономическим возможностям хозяйства, а также видам осуществляемой деятельности.

Кроме того, по мнению подателя жалобы отказ департамента не содержал в качестве обоснования ссылки на несоблюдение заявителем порядка предоставления необходимого пакета документов (обоснование размеров испрашиваемых земельных участков).

Предприниматель также ссылается на то, что по обращениям заявителя (с приложением необходимого пакета документов) решения в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве уполномоченным органом не приняты, поэтому бездействие департамента следует признать незаконным.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП.

В порядке, установленном законом Краснодарского края от 10.10.2006г. № 1101-K3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» полномочия по распоряжению данными земельными участками не передавались.

Предприниматель обратился в департамент с заявлениями от 29.11.2013г. о предоставлении спорных земельных участков в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства на срок 10 лет.

Письмом от 19.12.2013г. № 52-4098ж/13-11.05 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил заявителю об отказе в предоставлении спорных земельных участков ввиду обременения их правом аренды.

Не согласившись вышеуказанным письмом департамента, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, что установлено статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федеральное закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган  государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона № 74-ФЗ).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона № 74-ФЗ).

Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона № 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.

Обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в аренду распространяется лишь на случаи соблюдения заявителем установленной процедуры.

Пунктом 6 статьи 12 Закона № 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка.

Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Положения пункта 5 статьи 12 Закона № 74-ФЗ предусматривает, что в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.

Таким образом, эта норма закона связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому договору.

Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности обосновывать площадь испрашиваемых в аренду земельных участков основаны на неверном понимании статьи 12 Закона № 74-ФЗ.

Общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 5259,3877га.

Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что заявитель является единственным членом фермерского хозяйства.

В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков предприниматель указал, что предполагает вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам. Основными видами деятельности будут, в том числе производство сельскохозяйственной продукции; разведение крупного рогатого

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А32-29082/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также