Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А53-17749/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-17749/2014

21 ноября 2014 года                                                                          15АП-18613/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Смородиной Ю.А.,

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 19.08.2014 Гончаров В.П., представитель по доверенности от 19.08.2014 Тульцева О.С.

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.01.2014 № 6 Грачева А.С., удостоверение,

от Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону": представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесоруб - 9"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2014 по делу № А53-17749/2014, принятое судьей Шапкиным П.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесоруб - 9"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

при участии третьего лица: Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону"

о признании недействительными решений

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Лесоруб - 9" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 25.04.2014 года № 7307/03 по делу № 733/03 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказа, решения от 14.07.2014 № РНП-61-52 о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Заявленные требования мотивированы тем, что виновных действий по уклонению от заключения контракта общество не совершало.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону".

Определением суда от 20.08.14 дела № А53-17749/2014 и № А53-17750/2014 об оспаривании ненормативных актов объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера № А53-17749/2014.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество, будучи победителем аукциона, допустило виновное неосторожное деяние, которое квалифицировано судом как уклонение от заключения контракта.

Общество с ограниченной ответственностью "Лесоруб - 9" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Суд сделал вывод об уклонении общества от заключения контракта, не установив недобросовестного поведения общества. Требования п. 16 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) обществом были исполнены. Вывод суда о возможности использования ключа электронной цифровой подписи на ином имеющемся у общества ноутбуке противоречит обстоятельствам дела, поскольку поврежден был собственно ключ ЭЦП. Наличие дубликата носителя законом не предусмотрено.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании представитель общества представил суду дополнение к апелляционной жалобе, настаивал на отмене суда первой инстанции. Представитель антимонопольного органа на доводы жалобы возражал.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, муниципальным казенным учреждением "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" объявлен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по содержанию пешеходных переходов в г. Ростове-на-Дону в 2014 году. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0358300584514000002 в редакции № 2 от 03.03.2014:

- начальная цена контракта составила 2240326,61 руб.;

- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 11.03.2014 в 10 час. 00 мин.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона № 0358300584514000002 победителем аукциона признано общество, предложившее наименьшую цену – 1669043,48 руб.

24.03.2014 заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта.

Общество в установленный законом срок, в период с 25.03.2014 по 31.03.2014 (с учётом нерабочих дней: 29 и 30 марта 2014 года) контракт не подписало и протокол разногласий в единой информационной системе не разместило.

01.04.2014 заказчик составил и 02.04.2014 разместил на официальном сайте http://zakupki.gov.ru протокол об отказе в заключении контракта.

В управление поступила жалоба общества на действия заказчика по отказу от заключения контракта с обществом.

25.04.2014 решением № 7307/03 жалоба общества признана необоснованной.

15.04.2014 в управление поступило обращение заказчика о внесении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков ввиду уклонения общества от заключения контракта.

14.07.2014 решением № РНП-61-52 управлением принято решение о внесении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

Не согласившись с принятыми управлением решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением

При рассмотрении дела судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

В порядке части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в адрес ООО "М" был направлен проект контракта, и определен срок подписания контракта - 31.03.2014.

Однако, в нарушение части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, общество с ограниченной ответственностью "Лесоруб – 9" не представило заказчику подписанный государственный контракт до 31 марта 2014 года включительно.

Частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в срок, установленный частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривалось, что срок подписания контракта и направления подписанного контракта муниципальному заказчику нарушен.

При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности действий заказчика по отказу от подписания контракта с обществом.

Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, установление одного факта нарушения участником размещения заказа такого срока, не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Наряду с фактом нарушения срока заключения контракта должно быть установлено, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта. Иными словами, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Если такие обстоятельства установлены не будут, то решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков должно быть признано незаконным.

Из материалов дела следует, что ненаправление обществом проекта контракта, подписанного ЭЦП, в предусмотренный Законом о контрактной системе срок вызвано причинами, не зависящими от общества, на предотвращение которых последнее повлиять не могло, а именно, повреждением ключевого носителя с ЭЦП (что подтверждено информацией удостоверяющего центра ООО "Кордон").

О повреждении ключа с ЭЦП 31.03.2014 свидетельствуют следующие представленные в материалы дела доказательства:

- объяснительная от специалиста по проведению торгов (т. 2 л.д. 7-8);

- письмо в адрес заказчика от 01.04.2014 № 52 (т. 1 л.д. 24).

Далее, исследуя вопрос о вине общества в уклонении от заключения контракта, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ услуг) (ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем анализ положений Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, при выборе средств и способов правового воздействия федеральный законодатель не может игнорировать сложившуюся в Российской Федерации как правовом государстве отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного. Приведенная правовая позиция, выраженная в Постановлении от 18 июля 2008 года N 10-П, не исключает, что федеральный законодатель, учитывая социальные, экономические и иные факторы, а также исходя из неоднородного характера соответствующих правоотношений, вправе прибегать к их регулированию с использованием правовых средств не только в рамках одной отраслевой модели. Однако такое правовое регулирование во всяком случае не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования.

В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Названный правовой подход подлежит применению и в данном случае. Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что последствия санкции в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкие экономические последствия, чем наложение штрафа.

В связи с этим апелляционный суд полагает, что любое негативное последствие, установленное законодателем за нарушение желаемой модели поведения, требует установления контролирующим органом вины, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А32-2503/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также