Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу n А32-16463/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-16463/2014

19 ноября 2014 года                                                                          15АП-18108/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Сулименко О.А.,

судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.08.2014 № 300 – Герасименко А.В., удостоверение.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения  здравоохранения "Санаторий "Искра" Министерства внутренних дел Российской Федерации"

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2014

по делу № А32-16463/2014, принятое судьей Пристяжнюком А.Г.,

по заявлению Федерального казенного учреждения  здравоохранения "Санаторий "Искра" Министерства внутренних дел Российской Федерации"

к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

о признании незаконным отказа

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Искра" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее – учреждение; санаторий) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконными решений Управления Росреестра оформленными письмами от 21.02.2014 за №19/2002/2014-12, №19/2002/2014-123, от 03.03.2014 за № 19/2002/2014-175 и № 19/2002/2014-177 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России» на объекты недвижимого имущества, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302036:77, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что судом не было установлено несоответствие действий заинтересованного лица закону при приостановлении государственной регистрации и принятии решения об отказе в государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества.

Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Искра" Министерства внутренних дел Российской Федерации" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе учреждение указывает, что выводы суда основаны на неполном исследовании доказательств по делу, неправильном применении норм материального и процессуального права. Полагает, что регистрирующему органу было представлено достаточно доказательств возникновения права оперативного управления на имущество. Указывает, что существовавшее на момент принятия постановления о разграничении государственной собственности от 27.12.1991 № 3020-1 и закрепленное за санаторием имущество является федеральной собственностью в силу закона. Спорное имущество внесено в реестр федерального имущества, оформлено свидетельством от 09.12.1999 № 006632. Указывает, что закон не связывает обязательной формы для распорядительных действий собственника для возникновения права оперативного управления. Спорные объекты расположены на земельном участке общей площадью 133 650 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0302036:77, в отношении указанного участка у санатория имеется государственный акт постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Федерального казенного учреждения  здравоохранения "Санаторий "Искра" Министерства внутренних дел Российской Федерации". Представитель административного органа возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, санаторий обратился в Хостинский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: здание технической службы, литер «Т», инвентарный номер 3172-К, общей площадью 57,4 кв.м., здание дизельной, литер «Э», инвентарный номер 3772-К, общей площадью 52,0 кв.м.; сооружения водопроводные сети санатория, литер 18, инвентарный номер 1365, общей протяженностью 3342,00 п.м., тепловые сети, литер 19, инвентарный номер 1365, общей протяженностью 1615,10 п.м. расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Курортный проспект, 100, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302036:77, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России».

На государственную регистрацию заявленных прав в качестве правоустанавливающих документов заявителем были сданы 4 идентичных пакета документов в отношении каждого из объектов, в том числе:

- распоряжение Комитета по управлению имущества города Сочи от 21.01.1997 № 36-р;

- договор о закреплении имущества от 20.01.1997 № 68;

- акт приема-передачи имущества от 25.12.1996.

При проведении правовой экспертизы в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации.

Сообщениями от 21.01.2014 и 23.01.2014 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество собственности на объекты недвижимого имущества, поскольку представленные на государственную регистрацию документы не содержат описания и характеристик объектов недвижимого имущества, заявленных к государственной регистрации. Заявителю было рекомендовано представить документы, подтверждающие закрепление спорных объектов за ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ».

Поскольку в определенный уведомлением срок санаторием не были предоставлены необходимые документы, в государственной регистрации права оперативного управления на здание дизельной, здание технической службы, сооружение водопроводных сетей санатория, сооружение тепловых сетей Управлением было отказано.

Не согласившись с отказом регистрирующего органа, учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.

Из положений статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  (далее Закон о государственной регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Пунктом  1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно статье 13, пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 19 Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Кроме того, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорные объекты зарегистрированы в установленном законом порядке за Российской Федерацией в 2011 году, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 26.04.2011 серия 23-АИ № 652106, от 26.04.2011 серия 23-АИ № 652109, от 19.04.2012 серия 23-АК № 278904, от 20.12.2011 серия 23-АК № 472043, от 20.12.2011 серия 23-АК № 472044, от 20.12.2011 серия 23-АК № 472056.

Частью 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом (ст. 294, 296).

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ч. 1 ст. 299 ГК РФ).

Таким образом, право оперативного управления может возникнуть в случае передачи собственником указанного имущества по акту передачи в оперативное управление.

В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.

Заявителем при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации 15.01.2014, был представлен пакет документов, поименованный в расписке: заявление, доверенность, распоряжение от 21.01.1997, договор о закреплении имущества от 20.01.1997.

Регистрирующим органом установлено, что данные, указанные в договоре № 68 от 20.01.1997, не позволяют определить, являются ли указанные объекты недвижимого имущества подлежащими регистрации, поскольку в предоставленном договоре отсутствует описание регистрируемых

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу n А32-12699/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также