Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А32-20999/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-20999/2010

13 ноября 2014 года                                                                          15АП-18845/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.

судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен;

от ответчиков: представители не явились, извещены;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

от Александрова Дмитрия Ивановича: представитель не явился, считается надлежащим образом извещенным в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12 от 17.02.2011,  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае  на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 10.09.2014 по делу № А32-20999/2010

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330 ИНН 2308171570)         к ответчикам: администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ОГРН 1022300523057 ИНН 2301027017); обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Александрия-Сервис» (ОГРН 1022300507460 ИНН 2301033797)       при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510 ИНН 2309090540); открытого акционерного общества «Аэропорт Анапа» (ОГРН 1022300510363 ИНН 2301013617); федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОГРН 1027739057500 ИНН 7734135124); Александрова Дмитрия Ивановича

о признании права собственности на земельный участок, принятое в составе судьи Данько М.М.

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее – администрация),  обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Александрия-Сервис»  (далее – общество) о признании права собственности на земельный участок площадью 3 416 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:0014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2011 заявленное требование было удовлетворено, за Российской Федерацией признано право собственности на земельный участок площадью 3 416 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:0014.

Постановлением суда кассационной инстанции решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

После возвращения дела кассационным судом на новое рассмотрение в суд первой инстанции истец изменил предмет требований и просил:

- признать отсутствующим право собственности муниципального образования г.-к. Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0014, площадью 3416 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа -7, аэропорт;

- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0014, площадью 3416 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа -7, аэропорт;

- истребовать земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0014, площадью 3416 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа -7, аэропорт у ООО «Фирма «Александрия-Сервис» из чужого незаконного владения.

Решением суда первой инстанции от 07.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2013, в иске отказано.

Постановлением суда кассационной инстанции от 05.12.2013 решение и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части отказа в удовлетворении требований о признании отсутствующим права собственности муниципального образования г.-к. Анапа на спорный земельный участок и истребовании его из чужого незаконного владения ООО «Фирма «Александрия-Сервис».

При этом суд вышестоящей инстанции указал на следующее.

Вопрос об осуществлении администрацией (от имени муниципального образования) владения земельным участком, в том числе опосредованно, путем передачи его по гражданско-правовой сделке обществу, суд не исследовал. Не проверив возможность истребования земельного участка из чужого незаконного владения администрации, при наличии в ЕГРП записи о праве собственности муниципального образования на этот участок, находящийся в федеральной собственности, суд необоснованно сделал вывод об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права в виде признания отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования на земельный участок.

Документы о передаче земельного участка во владение общества на основании заключенной с уполномоченным собственником органом (организацией) сделки (договор аренды, акт приема-передачи, либо иной документ о предоставлении обществу объекта недвижимости), на отсутствие которых было указано в постановлении кассационного суда от 27.10.2011, не истребованы и не исследованы.

Исключение вопросов законности приобретения обществом права собственности на строения и сооружения, находящиеся на спорном земельном участке, из предмета доказывания по заявленному к обществу виндикационному требованию, суд осуществил неправомерно, вывод об отказе в удовлетворении иска в указанной части сделал без исследования и установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Вывод суда о том, что наличие на спорном земельном участке сооружения в виде мощения площадью 892,6 кв. м, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРП за обществом, является препятствием для истребования имущества в пользу истца, сделан без надлежащего исследования вопроса о наличии у данного сооружения признаков недвижимого имущества.

Судом первой инстанции с учетом кассационного постановления рассматривались требования о признании отсутствующем права собственности муниципального образования г.-к. Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0014 площадью 3416 кв. м, имеющего адрес: Краснодарский край, г.-к. Анапа-7, аэропорт и истребовании земельного участка из незаконного владения общества.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то, земельные участки, из которых был образован спорный земельный участок, относятся к землям особо охраняемых природных территорий и находятся в границе санитарной охраны курорта. Кроме того, спорный земельный участок находится в границах аэропорта г.-к. Анапа. Также истец полагает, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Истец указывает, что администрация не имела права распоряжаться спорным земельным участком, ввиду чего договор аренды является ничтожным. Обществом строительство объектов недвижимости на спорном земельном участке было осуществлено без законных оснований, на земельном участке, не отведенном под строительство в установленном порядке, а, следовательно, являются самовольными постройками.

В материалы дела от администрации поступил отзыв, в котором она просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Отзыв судом приобщен к материалам дела.

Представители истца, ответчиков и третьих лиц в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.01.2009 за муниципальным образованием город-курорт Анапа зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0014 площадью 3416 кв. м, имеющий адрес: г. Анапа-7, аэропорт, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.06.2010.

Также из выписки следует факт обременения спорного земельного участка правом аренды в пользу ООО «Фирма «Александрия-Сервис» (ИНН 2301033797).

Согласно кадастровому плану спорного земельного участка по состоянию на 28.10.2005 он относился к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения.

Как следует из письма управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 24.08.2009 № 09/4994, спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0710001:1, 23:37:0710001:2 и 23:37:0710001:8 (приказ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города-курорта Анапа от 26.10.2005 № 2022).

Постановлением главы города-курорта Анапа от 12.03.2001 № 151 у Анапского филиала ГУДП «Кавказаэронавигация» был изъят земельный участок площадью 300 кв. м, который имел кадастровый номер 23:37:0710001:1 и предоставлен в аренду ООО «Александрия-сервис». Этот земельный участок входил в состав земель площадью 16,15 га, предоставленных РГП «Кавказаэронавигация» (правопредшественник ГУДП «Кавказаэронавигация») по государственному акту КК-2 № 203815000400 на праве постоянного бессрочного пользования.

Земельный участок с кадастровым номером 23:370710001:8 образован из земельного участка государственной собственности на территории города-курорта Анапа.

Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:2 образован из земель ОАО «Аэропорт Анапа» площадью 81,39 га, предоставленных этому обществу на праве постоянного бессрочного пользования по государственному акту КК-2 № 203815000438, путем изъятия части соответствующих земель площадью 413 кв. м с последующим предоставлением их в аренду ООО «Александрия-сервис».

В соответствии со статьей 43 Воздушного кодекса Российской Федерации земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения, поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Спорный земельный участок образован из земель государственной собственности, предоставленных хозяйствующим субъектам на праве постоянного бессрочного пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 6 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления вышеуказанных земель в постоянное (бессрочное) пользование, устанавливала, что государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В соответствии с уставом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», являющегося правопреемником ГУДП «Кавказаэронавигация», имущество данного унитарного предприятия находится в федеральной собственности.

Также Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2008 № 340-р аэродром Анапа (Витязево) включен в перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности.

В связи с

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А32-9586/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также